1. Модели профессионального отбора
1.1 Понятие «профессиональный отбор»
1.2 Модели профессионального отбора с точки зрения технологии личностно-профессионального моделирования
1.3 Модели профессионального отбора с точки зрения этапов его реализации
2. Практическое задание
Список использованных источников
1. МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА
1.1 Понятие «профессиональный отбор»
Профессиональный отбор – система специализированных процедур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией или группой профессий, достижению в них требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях [2, с. 68].
Под профессиональным отбором понимают процесс практического выделения из имеющихся кандидатов на рабочее место тех, которые способны в данных условиях обеспечивать наиболее эффективное выполнение возложенных на них задач. Близким является понятие подбора – создания резерва кадров (кандидатов на должности). Задача отбора возникает в ситуациях избытка претендентов и особых требований к деятельности человека на данном рабочем месте; задачи подбора и расстановки персонала существуют всегда [4, с. 18].
Профессиональный отбор позволяет решать несколько сопряженных задач: проводить оценку профессионального потенциала кандидата, оценку перспектив его профессионального движения и роста как работника данной организации; обеспечивать благоприятные условия управления персоналом в целом (подбирая более подходящих работников и отбраковывая непригодных, можно оптимизировать психологический климат в коллективах, обеспечивать «прозрачную» кадровую политику и др.); выявлять уровень развития отдельных профессионально важных качеств и пр. Для оценки кандидатов на работу чаще используют собеседование, психодиагностику и суждения экспертов.
Профессионально важные качества (ПВК) будущего специалиста определяются на основе требований и являются основными критериями для отсева соискателей. Если требования, предъявляемые профессией к человеку, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Профпригодность – это гармония человека и его дела. Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность в овладении профессией и удовлетворенность человека своим трудом. В основе первого показателя лежат прежде всего способности человека. Под этим термином понимают такие индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в профессиональной деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Наличием способностей объясняется легкость и быстрота приобретения этих знаний и умений [3, с.32].
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Практическое задание 1.
Ученика 10-го класса обратилась к психологу: «Подскажите, какую профессию мне выбрать. Очень люблю общаться, быть на виду. Я бы продавцом в гипермаркете работала. А вот моей знакомой подруги сестра стала проводницей, ездит в Крым, у нее знакомых много. Бабушка говорит, чтобы я шла в педагогический, социальным педагогом, но в школу я не хочу. Может мне на журфак попробовать?».
Подготовить вопросы о самоопределении ученицы, обосновать их. Использовать знания о типах и уровнях самоопределения.
Перечень вопросов и их обоснование
Первые три вопроса будут посвящены изучению желаемых целей по разным типам самоопределения учащейся: профессионального, личностного и жизненного:
1. Как ты хочешь себя реализовать в дальнейшем как личность?
2. Какой образ жизни для тебя в дальнейшем будет наиболее предпочтительным?
3. Какие профессии позволят тебе реализоваться как личности и позволят обеспечить тот образ жизни, который для тебя наиболее предпочтителен?
Следующие вопросы позволяют определить приблизительно уровень самоопределения учащейся:
1. В своей будущей профессии ты в основном будешь стараться освоить базовые умения и навыки?
2. В своей будущей профессии ты попытаешься привнести что-то новое и улучшить уже имеющееся?
3. В своей будущей профессии ты будешь совершенствоваться не только как специалист, но и расти как личность?
Далее на основании технологии планирования карьеры В.Сандерса проясняются собственные интересы и потребности, а также возможности и ресурсы для их реализации.
Учащейся предлагается ответить на ряд вопросов:
1. Какие у тебя есть достоинства, которые позволят тебе добиться успеха в любой профессиональной области?
2. Какие у тебя есть недостатки, которые помешают тебе в любой профессиональной области?
3. Что тебе нравится делать, чего ты хочешь добиться, без чего ты не будешь чувствовать себя успешной в жизни?
4. Чего бы тебе хотелось избежать в жизни? (например, выступать публично, принимать ответственные решения, выполнять монотонную работу и т.д.)
1. Андреевский, Е. А. Анализ стратегий профессионального психологического отбора (модели и характеристики) / Е. В. Андреевский, Е. А. Бурков, Н. А. Назаренко, П. И. Падерно // Известия СПбГЭТУ. – 2015. – № 6. – С.34-40.
2. Климов, Е. А. Введение в психологию труда : Учебник / Е. А. Климов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
3. Самоукина, Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. – СПб. : Питер, 2004. – 224 с.
4. Толочек, В. А. Психология труда / В. А. Толочек. – СПб. : Речь, 2016. – 480 с.
5. Толочек, В. А. Профессиональный отбор : история и перспективы постановки задач / В. А. Толочек // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2018. – Т. 7, вып. 2. – С. 118-128.
6. Трусь, А. А. Профессиональный отбор и аттестация сотрудников: Учебное пособие / А. А. Трусь. – Минск : РИВШ, 2014. – 282 с.