3. Школа научного управления и её представители
33. Стили руководства, и их характеристика
88. Практическое задание
Список использованных источников
3. Школа научного управления и её представители
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны менеджерами классической школы.
Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п.
Большинство исследователей того времени полагали, что менеджмент — это искусство. Такое понимание менеджмента связано с тем, что не все работники по своим параметрам подходят для руководящей должности. Имеются определенные черты характера и навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Поэтому многие исследователи при изучении личности начали с установления черт характера, необходимых менеджеру.
Результаты этих исследований показали, что определить параметры по чертам характера невозможно, что даже такая вещь, как ум, в некоторых случаях может не иметь в менеджменте первостепенного значения. В итоге было установлено, что концепция черт характеров просто не срабатывает. В связи с этим и возник вопрос: есть ли наука менеджмент?
В США на заре XX века сложились благоприятные условия, в которых началась эволюция научных школ менеджмента. В демократической стране сформировался огромный рынок рабочей силы. Доступность образования помогла многим умным людям проявить свои качества. Развитие транспорта, экономики способствовало укреплению монополий с многоуровневой структурой управления. Потребовались новые способы руководства. В 1911 году была опубликована книга Фредерика Тейлора «Принципы научного управления», положившая начало исследованиям в области новой науки – руководства. Школа научного менеджмента Тейлора (1885-1920 гг.)
Отец современного менеджмента Фредерик Тейлор предложил и систематизировал законы рациональной организации работы. С помощью исследований он доносил мысль о том, что труд необходимо изучать научными методами. Нововведениями Тейлора являются методы мотивации, сдельная оплата труда, отдых и перерывы на производстве, хронометраж, нормирование, профессиональный отбор и обучение персонала, введение карточек с правилами выполнения работ. Вместе с последователями Тейлор доказал, что применение наблюдений, замеров и анализов поможет облегчить ручной труд, сделать его более совершенным. Введение выполнимых нормативов и стандартов позволяло повысить зарплату более эффективным работникам. Сторонники школы не обошли вниманием и человеческий фактор. Введение способов стимулирования позволило повысить мотивацию рабочих, увеличить производительность. Тейлор расчленил трудовые приемы, отделил руководящие функции (организацию и планирование) от фактического труда. Представители школы научного менеджмента считали, что выполнять управленческие функции должны люди, имеющие данную специальность.
33. Стили руководства, и их характеристика
Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства — это своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Более полное определение стиля руководства — относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.
Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.
Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль — это система постоянно применяемых методов руководства
Как видно, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-пси- хологическими характеристиками.
Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих вполне определенными качествами. Кроме того, метод управления является более подвижным и чувствительным к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства.
Стиль как явление производного порядка в определенной мере отстает от развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступать с ним в противоречие. Вследствие определенной автономизации стиль руководства в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы.
Единство методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).
Как видно, стиль руководства — явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Регламентируется стиль личностными качествами менеджера.
В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически не-возможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев, так не существует и двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем руководства.
88. Практическое задание
С точки зрения менеджмента дайте объяснения следующим явлениям:
- ряд функций управления на предприятии необходимо выполнять, но их не выполняет ни одно из существующих подразделений;
- некоторые функции управления выполняются параллельно разными подразделениями.
В управлении существуют общие и частные функции менеджмента. Общие функции менеджмента присущи всем системам управления, в них включено планирование, организация, мотивация, координирование, контроль.
Когда ряд функций управления не выполняет ни одно из существующих подразделений это ведёт к потери эффективности работы всего предприятия.
Руководителю предприятия необходимо отрегулировать работу всех подразделений, например, прописать должностные обязанности работников подразделений, усилить контроль за исполнением, поменять руководителей подразделений, ввести дополнительные должности, более лучше проводить подбор кадров.
Когда некоторые функции управления выполняются параллельно разными подразделениями это также ведёт к потери эффективности работы предприятия.
Происходит дублирование функций — это ситуация, при которой существуют подразделения, выполняющие одинаковый набор действий, производящие идентичную продукцию или услуги, обособленное выделение которых не подтверждено производственной необходимостью.
Например поиском перспективных материалов для производства одновременно занимаются технологический отдел и отдел закупок — достаточно часто встречающиеся обстоятельства — один отдел дублирует работу другого. Технологический отдел проводит рабочие встречи с поставщиками перспективных материалов, закупает пробные партии и самостоятельно заключает договоры. При этом на предприятии присутствует полноценный юридический отдел.