Введение
Важными факторами успеха в современном бизнесе помимо продуманной стратегии бизнеса и наличия квалифицированных трудовых ресурсов являются информационные системы. Системы, созданные для упрощения выполнения задач по систематизации информации и автоматизации различных процессов, связанных с хранением и обработкой данных – корпоративные информационные системы (КИС). Организациям требуется внедрение КИС для охвата всех аспектов хозяйственной деятельности, когда обычные офисные программные продукты, используемые для бухгалтерского, управленческого и других видов учёта, не справляются с возросшим объёмом данных. КИС позволяет повысить эффективность функционирования предприятия в целом – от работы рядовых сотрудников, до менеджеров любого звена.
В процессе выбора информационной системы предприятия (КИС) все без исключения эксперты предприятия определили некоторые критерии их оценки КИС.
Эмпирический анализ выбора систем управления предприятием (ERP, CRM) показывает, что наиболее распространенными критериями являются: стоимость системы, гибкость, масштабируемость, открытость, возможность модификации с учетом потребностей предприятия, имидж производителя, успешность внедрения системы.
Значение критериев, предложенных для искомого объекта в процессе выбора и позволяет принять решение. С одной стороны, чем точнее и детальнее эти критерии, тем сложнее механизм отбора, но с другой стороны, тем он правильнее, поскольку учитывает достаточно большое количество различных факторов. Но для того, чтобы правильно и четко определить эти критерии, необходимо знать предметную область вопроса отбора.
1 Понятие корпоративных информационных систем
Корпоративные информационные системы – надёжный инструмент для управления предприятием, который позволяет оценить эффективность функционирования основных систем, выявить издержки и факторы, мешающие увеличению прибыльности. Однако стоит отметить, что напрямую КИС не способствует повышению прибыльности. Основная задача системы заключается в ускорении и автоматизации процессов обработки данных для получения более точной информации, необходимой для принятия ключевых решений.
Современные КИС являются сложными интегрированными комплексами, которые включают в себя модули, отвечающие практически за все направления работы современного предприятия.
Корпоративные информационные системы также можно разделить на две категории: финансы и управление и производство. Финансово - управленческая система предназначена для ведения бухгалтерского учета: бухгалтерского, торгового, складского, кадрового. Системы группы могут быть использованы практически любым предприятием, они более гибко адаптируются к потребностям конкретного предприятия. Хотя общая конфигурация системы может быть довольно сложной, почти все финансовые и управленческие системы способны работать на персональных компьютерах в обычных сетях передачи данных [7, с.497].
Производственная система предназначена для управления и планирования производственного процесса. Производственные системы обычно ориентированы на одну или несколько отраслей и типов производства:
- серийное сборочное (электроника, машиностроение);
- мелкосерийное и опытное (авиация, тяжелое машиностроение);
- непрерывное (нефтедобыча, газодобыча).
Во многих отношениях производственные системы сложнее установить, чем системы финансового менеджмента. Это связано с тем, что система охватывает потребности всего производственного предприятия, что требует значительных совместных усилий сотрудников компании и поставщиков программного обеспечения. Основное внимание уделяется планированию и оптимизации управления производством. По мере усложнения и расширения охвата системой функций предприятия растет и спрос на техническую инфраструктуру и компьютерные платформы. Все производственные системы разрабатываются с использованием промышленных баз данных.
2 Виды корпоративных информационных систем
В настоящее время выделяют следующие виды корпоративных информационных систем:
- ERP – управление ресурсами предприятий;
- CRM – управление взаимоотношениями с заказчиками, клиентской базой;
- MES – управление производством предприятия;
- SCM – управление цепью поставок.
Также существует ряд других, появившихся в последнее время. Например, системы электронной коммерции и системы управления имуществом предприятий EAM (Enterprise Asset Management).
ERP (Enterprise Resource Planning System) – это информационная система, которая позволяет хранить и обрабатывать большинство критически важных для работы компании данных. ERP обеспечивают полный контроль операционной и административной деятельности предприятий, создавая единую цепочку, включающую: учёт финансовой деятельности, планирование, управление материальными потоками, производственные процессы, сбыт продуктов, сотрудничество с поставщиками сырья и партнерскими организациями. Наиболее востребованными сферами для внедрения ERP-систем являются торговля, машиностроение, пищевая и химическая промышленность, а также строительство.
На рынке ERP-систем бесспорно лидируют компании SAP, Oracle, J. D. Edwards, PeopleSoft, Baan. На их долю пришлось 64% объёма мирового рынка.
SAP – немецкая компания, которая занимается разработкой автоматизированных систем управления внутренними процессами предприятия. Кроме поставок программного обеспечения, фирма предлагает услуги по его внедрению, используя собственную методологию – ValueSap.
Средние и крупные предприятия составляют подавляющее большинство из 183 тысяч клиентов. Продукты SAP установили 91 500 раз, их используют около 12 миллионов пользователей.
Решения SAP могут помочь управлять интеллектуальным предприятиям в следующих отраслях:
- энергия и природные ресурсы;
- потребительские отрасли (агробизнес, мода, розничная и оптовая торговля, естественные науки).
3 Технология выбора корпоративных информационных систем
Процесс выбора корпоративных информационной системы предприятия достаточно сложен и специфичен, а потому требует специальных знаний и большого опыта в области бизнес-технологий. Кроме того, обращение клиента непосредственно к конкретному поставщику потребует реализации проекта по внедрению системы, принадлежащей этому поставщику, независимо от того, насколько она подходит клиенту с точки зрения функциональности, риска, стоимости и времени внедрения. Использование независимой консалтинговой компании может быть наиболее подходящим методом для значительного снижения риска проекта, выбора корпоративных информационных систем для предприятий [1, с. 291].
Проект по выбору корпоративной информационной системы обычно включает следующие этапы работ:
1. Экспресс-диагностика предприятия – в рамках этих усилий определяются цели внедрения корпоративных информационной системы предприятия и связываются со стратегическими целями предприятия. Затем формируют описание бизнес-процесса типового предприятия, глубина описания должна быть достаточной для полного понимания конкретной ситуации предприятия и обозначения приоритетных процессов автоматизации.
2. Системные требования и разработка поставщиков, в рамках этих мероприятий определяются пределы реализации проекта корпоративных информационных систем, уточняется описание наиболее критичных бизнес-процессов; IT-инфраструктура и существующие программные решения на основе полученных данных формируют требования к системе и поставщикам. Количество этих требований может быть очень разным, а для крупных предприятий-более 500. Имея дело с таким количеством требований, вы должны классифицировать их по группам. Существуют различные методы классификации, но необходимо отразить следующие наборы требований:
- функциональные требования;
- технические требования;
- стоимостные требования;
- требования к поставщику.
Разделение требований на группы позволяет применять различные методики оценки к разным группам.
4 Критерии выбора корпоративных информационных систем
Что касается критериев выбора, предъявляемых к КИС как специалистами в области информационных технологий, так и сотрудниками предприятий, осуществляющих выбор, то для них характерны следующие особенности:
- общий характер, низкая степень детализации или отсутствие таковой;
- отсутствие четких формулировок;
- ориентация критериев на рекламные материалы фирм-производителей;
- отсутствие системы критериев;
- малая доля охвата характеристик объекта выбора;
- отсутствие систематизации критериев;
- низкая связь критериев с бизнес-процессами предприятия [2, с.24].
К основным критериям, которые носят общий характер и постоянно выдвигаются пользователями и ИТ-специалистами:
- масштабируемость;
- открытость;
- гибкость;
- интегрируемость;
- нацеленность команды на достижение успеха;
- возможность доработки функционала;
- единое информационное пространство и так далее [6, с.106]
Во-первых, все листинговые особенности Информационной системы предприятия описаны компанией-производителем в ее рекламно-информационных материалах.
Во-вторых, для всех производителей корпоративных информационных систем эти характеристики четко не выражены. В результате и они, и потенциальные пользователи вынуждены самостоятельно разбираться в этих понятиях.
В-третьих, эти критерии носят общий характер и должны быть ясными и подробными.
Так, например, если рассматривать такую характеристику системы как «масштабируемость», то она базируется принципах и технологиях:
- многоплатформенность применяемых технологий;
- преемственность решений фирмы-производителя.
Именно их необходимо оценивать при выборе корпоративной информационной системы, а не сам факт наличия возможности к масштабированию системы.
Заключение
В настоящее время, выживание на рынке, создание конкурентных преимуществ, развитие бизнеса требуют от руководства предприятия принятия огромного числа решений, для чего сопоставляется и оценивается большой объем информации, полнота и достоверность которой зачастую оставляет желать лучшего. Не имея точной информации, большинство решений принимается на основании интуиции руководителей, и исправить ситуацию может внедрение современной корпоративной информационной системы, которая будет содержать необходимую информацию для принятия решений.
Известно, что число неудачных внедрений корпоративных информационных систем достигает достаточно большого процента от общего числа внедрений. Очень часто основной причиной неудачи проекта внедрения является неправильный выбор, как самой системы, так и ее поставщика. На сегодняшний день основными заказчиками ИТ-решений являются крупные предприятия, но интерес средних компаний к внедрению информационных систем неуклонно растет, и если выбор КИС для первых во многом определяется масштабами бизнеса и ограничен лишь несколькими альтернативами, то для вторых выбор не столь однозначен.
Все системы различаются по цене и функциональным возможностям. Кроме этого, некоторые, наиболее популярные системы, имеют нескольких поставщиков, внедренческие команды которых могут существенно различаться по профессионализму. Все это может привести к ошибкам при выборе корпоративной информационной системы и ее поставщика и отсутствию необходимого эффекта от автоматизации.
Внедрение корпоративной информационной системы — это проект, который должен осуществляться в тесном сотрудничестве поставщика и собственных специалистов предприятия, внедряющих данную систему. От эффективности работы данной команды зависит успех проекта, причём инициативу во внедрении постепенно должны брать на себя собственные специалисты. Команда поставщика никогда не сделает проект только своими силами, либо эффект от внедрения будет на порядок меньше ожидаемого. С другой стороны, собственная команда специалистов мало эффективна без консультационной и технической поддержки поставщика.