ЗАДАНИЕ №1
Дать представление о формах организации продажи товаров. Описать основные формы организации продажи товаров. Спрогнозировать взаимосвязь применяемых форм продажи товаров с конечными результатами деятельности торговой организации.
ОТВЕТ:
Розничная торговля - это вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Формы продажи товаров - это специфические условия доведения товаров до населения, включающие совокупность элементов построения розничной торговой сети, методов продажи товаров, принципов ценообразования, торгового обслуживания, размещения торговых объектов, их устройства и планировки.
В зависимости от места организации продажи, формы продажи можно классифицировать на:
1)магазинные формы - применяются торговыми объектами, осуществляющими розничную продажу товаров в стационарных магазинах. По объему товарооборота, количеству торговой площади эта форма является преобладающей. Она позволяет организовать торговое обслуживание населения на высшем организационном и культурном уровне.
2) внемагазинные формы - это мелкорозничная торговля, продажа товаров через автоматы, посылочная торговля, электронная продажа, продажа товаров на рынках, прямые продажи.
3) активные (особые) формы:
- Продажа товаров организациям и учреждениям мелкооптовыми партиями;
- Продажа товаров в кредит;
- Продажа комиссионных товаров;
- Сезонные базары и ярмарки;
- Аукционы и конкурсы.
Согласно правилам мелкооптовой торговли, техника отпуска товаров, по безналичному расчету следующая: организация или учреждение представляет магазину письмо-заявку (требование) с просьбой продажи товаров, подписанное руководителем и главным бухгалтером. Магазин выдает покупателю счета-фактуры, служащие основанием для перечисления требуемых сумм. После оплаты через банк магазин по доверенности организации или учреждения выдает проданный товар.
Продажа товаров в кредит осуществляется по ограниченному кругу товаров, перечень которых определяется самим магазином.
В кредит могут продаваться в основном товары длительного пользования: мебель, телевизоры, мотоциклы, швейные изделия и др. Порядок продажи товаров в кредит регулируется Инструкцией о порядке продажи товаров в кредит, утвержденной Министерством торговли Республики Беларусь в 1996 году.
ЗАДАНИЕ №2
Дать представление о дополнительных услугах. Описать виды дополнительных услуг. Сформулировать значение дополнительных услуг в деятельности торговой организации.
ОТВЕТ:
Уровень торгового обслуживания определяется не только соответствием предложения товаров спросу населения, наличием, рациональной специализацией и размещением магазинов, режимом их работы, применением прогрессивных форм и методов обслуживания. Не менее важное место в этом ряду занимают организация и качество предоставляемых покупателям услуг. Зарубежные предприниматели все больше уделяют внимания развитию торговых услуг, так как видят в этом эффективное орудие конкурентной борьбы, инструмент активного воздействия на потребителя. Совершенствование торгового обслуживания выражается в расширении ассортимента предлагаемых товаров, создании условий для быстрого и удобного их приобретения, предоставлении на предприятиях торговли разнообразных услуг.
К торговым услугам относится специфическая деятельность, выражающаяся в продаже товаров или связанная с организацией условий для ее успешного осуществления (услуги, сопровождающие реализацию товаров, предшествующие ей или следующие за ней).
Услуги, оказываемые в торговле, весьма разнообразны. Их перечень с учетом типов магазинов насчитывает свыше 100 наименований. Они делятся на следующие группы.
По степени связи с процессом продажи товаров дополнительные торговые услуги можно подразделить на три вида:
- связанные с покупкой товаров. Первая группа услуг включает прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковку товаров, доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю и др.
- связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров. Довольно обширен круг услуг, оказываемых покупателям после приобретения товаров. К ним относят раскрой купленных в магазине тканей; мелкую переделку и подгонку по росту и фигуре покупателя готового платья, приобретенного в магазине; прием заказов на пошив одежды, столового и постельного белья из ткани, купленной в магазине; установку на дому у покупателей приобретенных в магазине холодильников, телевизоров, электрических и газовых плит и др.
- связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина. В третью группу входят такие услуги, как организация кафетерия или буфета при универмаге или другом крупном магазине; ремонт технически сложных товаров; устройство при магазинах детских комнат или уголков, камер хранения купленных в магазине товаров и вещей покупателей, оборудование вблизи магазинов стоянок для велосипедов, мотоциклов, автомашин и крытых площадок для детских колясок и т. д.
ЗАДАНИЕ №3
Дать представление о ярмарочной торговле. Описать организацию деятельности ярмарочной торговли. Сформулировать задачи ярмарочной торговли.
ОТВЕТ:
Согласно закону Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 231-З «О торговле», торговля на ярмарке - оптовая, розничная торговля, проводимая в определенном месте и в определенное время.
По определению Союза международных ярмарок, ярмарка как международная экономическая выставка образцов представляет собой крупный рынок товаров. Она действует в одном и том же месте и в течение ограниченного периода времени. На ней экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции. Цель ярмарок - заключение торговых сделок.
Инициаторы проведения ярмарок согласовывают вопрос о ее проведении с органами на местах, объявляют о сроке и месте проведения и уточняют заявки от предполагаемых участников ярмарки. После рассмотрения списка участников утверждают состав ярмарочного комитета, определяют источники средств, за счет которых будет проводиться ярмарка. Участниками ярмарки могут быть юридические и физические лица как субъекты хозяйствования независимо от форм собственности (производственные предприятия и объединения, предприятия оптовой и розничной торговли, совместные предприятия, кооперативы, зарубежные фирмы, частные лица и т.д.). Руководство ярмаркой осуществляет ярмарочный комитет, утверждаемый органом, принимающим решение о проведении ярмарки. Принципы и порядок организации ярмарочного комитета определяются организаторами ярмарки. В состав ярмарочного комитета включаются представители органов управления торговли и промышленности, материально-технического обеспечения, плановых, ценообразования, стандартизации, научно-исследовательских и других предприятий.
Ярмарочный комитет: определяет порядок и режим работы ярмарки; создает рабочие группы ярмарки (дирекцию, третейскую комиссию, группу по учету договоров, отраслевые комиссии и другие органы, необходимые для выполнения поставленных перед ярмаркой задач), утверждает их руководителей и состав и осуществляет контроль за их работой; оказывает помощь в установлении хозяйственных связей между покупателем и продавцом; разрабатывает предложения по совершенствованию договорной работы, а также условия и специфику поставки отдельных товаров, которые рекомендуются при заключении договоров; организует службы по оказанию участникам ярмарки рекламных, информационных, консультационных и других услуг; проводит смотры, выставки, аукционы, покупательские конференции с целью выявления спроса покупателей, расширения и обновления ассортимента и улучшения качества товаров, предлагаемых к реализации на ярмарках;