1. Раскройте сущность предмета «менеджмент» и профессии «менеджер».
2. Опишите особенности японского опыта управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Раскройте сущность предмета «менеджмент» и профессии «менеджер».
Менеджмент – современная система управления в организации, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «менеджмент» является синонимом термина «управление», но не в полной мере. Термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности; к разным сферам деятельности и к органам управления. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях.
Менеджмент в организации – это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: «Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Методы и техника реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.
Сущность менеджмента само по себе заключается в руководстве людьми, а также менеджмент включает в себя знания, которые менеджер применяет для руководства людьми. Иными словами, задача менеджера заключается в правильной организации труда с целью повышения эффективности и рационализации.
Менеджмент (многозначительный процесс рационального управления людьми) появился еще давно, когда возникла необходимость анализировать общую активность коллективов людей. В истории известны примеры управления не только коллективами, но и целыми государствами. Очень быстро менеджмент начал развиваться в начале ХХ века.
Сегодня организации не могут существовать без качественно налаженного процесса деятельности, а следовательно, и без его организаторов – менеджеров. От того насколько компетентным в своей области менеджер, насколько правильно он сможет организовать весь процесс деятельности той или иной организации, настолько зависит успех организации.
Кто же все-таки такой менеджер, и какими качествами он должен обладать, чтобы успешно наладить процесс деятельности организации
Менеджер – это человек, который постоянно занимает руководящую должность, он наделен рядом полномочий, позволяющих ему принимать решения относительно определенных видов деятельности организации.
2. Опишите особенности японского опыта управления.
Несмотря на скудность природных ресурсов и небольшую территорию, Япония считается одной из наиболее конкурентоспособных стран с высоким уровнем жизни и качеством образования. Эти и другие достижения Японии обусловлены профессиональным уровнем управления в стране. Величайшей ценностью для японцев является работник, а основным предметом управления - трудовые ресурсы. В Японии раньше, чем в большинстве стран Запада, была осознана необходимость специальной подготовки кадров для аппарата управления. Рассмотрим кратко основные принципы и концепции японской модели управления.
Одна из существующих в Японии концепций, на которой основано управление, это система «ринги». Данная система подразумевает, что документ с проектом административного решения проходит согласование по определенному субординационному порядку. Каждый имеющий отношение к данному вопросу чиновник ознакомляется с документом, а затем ставит личную печать в знак согласия. Это позволяет в максимальной степени учитывать мнение каждого чиновника, компетентного в данном вопросе.
Ещё одной основополагающей концепцией японского управления является система «пожизненного найма». Она заключается в том, что работодатели гарантируют работнику, что занятость будет обеспечена не только до пенсионного возраста, но при возникновении каких- либо непредсказуемых ситуаций. Соответственно, руководители приобретают активных, заинтересованных и преданных сотрудников, которые будут усердно ради благосостояния всей организации, а работники ощущают стабильность и устойчивость своего социального положения. Именно поэтому систему «пожизненного найма» можно считать сильнейшим средством мотивации.
Следующей отличительной чертой японского управления является концепция непрерывного обучения. Японцы твердо уверены, что непрерывное обучение помогает усовершенствовать мастерство, и приводит к саморазвитию, а результаты, которые достигаются в процессе обучения, приносят моральное удовлетворение. Сотрудники знакомятся с новыми специальностями, тем самым расширяя свой кругозор и профессиональные навыки. И это, в свою очередь, способствует подготовке высококвалифицированных работников для более высоких должностей.
Далее, важным является вопрос об ответственности за принимаемые решения. Ответственность за принимаемые решения в японской модели в большей степени ложится на нижние ступени управления, следовательно, процесс принятия решений идет в направлении «снизу вверх». При таких условиях главная задача высшего политического аппарата заключается лишь в координации обсуждаемых и выдвигаемых проектов решений.
1. Бодди Д., Пейтон Р. Основы менеджмента. - СПб., 1999. – 235 с.
2. Мескон М., Альберт Л., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1997. – 704 с.
3. Файоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. – 349 с.
4. Файоль А. «Общее и промышленное управление» в переводе Б.В. Бабина. - М., 1923.
5. Волгин, Н. А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем / Н. А. Волгин. – М.: Экономика, 2013. – 255 с.
6. Японский менеджмент: прошлое, настоящее и будущее / Ингиу Оу; под ред. и с предисл. В.А. Спивака. – М. : Эксмо, 2012. – 160 с.