1. Реорганизация юридического лица: понятие, виды, порядок
2. Ситуация
1. Реорганизация юридического лица: понятие, виды, порядок
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) называет пять форм реорганизации коммерческой организации. К ним относятся слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (п. 1 ст. 53 ГК). К сожалению, ГК не дает определения понятиям каждой из форм реорганизации, называя только их правовые последствия в части правопреемства (ст. 54 ГК). При этом в отношении хозяйственных обществ законодатель определил правовое содержание каждой из форм реорганизации (ст. 16-20 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозяйственных обществах). А вот в части унитарного предприятия (УП) такие положения в ГК отсутствуют. Несмотря на это, правовое содержание каждой из форм реорганизации в отношении УП может быть применимо как в совокупности с нормами ст. 16-20 Закона о хозяйственных обществах, так и вне их рамок, но по аналогии закона на основании п. 1 ст. 5 ГК.
Частью 1 ст. 16 Закона о хозяйственных обществах определено, что слиянием признается создание нового юридического лица иной организационно-правовой формы путем передачи создаваемому в результате слияния новому юридическому лицу всех прав и обязанностей участвующих в слиянии юридических лиц с прекращением их деятельности.
Присоединением признается прекращение деятельности одного или нескольких присоединяемых юридических лиц с передачей прав и обязанностей последних юридическому лицу, к которому осуществляется присоединение (ч. 1 ст. 17 Закона о хозяйственных обществах).
Разделением признается прекращение деятельности юридического лица с передачей прав и обязанностей вновь возникшим юридическим лицам иных организационно-правовых форм (ч. 1 п. 18 Закона о хозяйственных обществах).
Согласно части первой ст. 19 Закона о хозяйственных обществах под выделением создание одного или нескольких новых юридических лиц в иной организационно-правовой форме с передачей им части прав и обязанностей реорганизованного юридического лица без прекращения его деятельности.
2. Ситуация
Публичный договор выделен в законодательстве как особый вид гражданско-правового договора. Для него характерен специальный порядок отношений между исполнителем договора и его клиентом.
Так, организации, которая принимает решение оказывать услуги на основании публичного договора, следует учитывать последствия такого решения (п. 1, 2, ч. 1 п. 3 ст. 396 ГК):
- она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. То есть фактически для нее исключается действие принципа свободы договора.
- исполнитель не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к нему клиентов в отношении заключения договора. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены правовыми актами;
- условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей. Исключение - предоставление льгот в отношении отдельных категорий потребителей, если это предусмотрено законодательством, например для инвалидов.
Отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить заказчику товары, услуги, работы рассматривается как необоснованное уклонение от заключения договора (ч. 2 п. 3 ст. 396 ГК). В этом случае другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 415 ГК).