Преемственность в организации работы дошкольного учреждения и школы
ГГПК им.Л.С.Выготского (Гомельский государственный педагогический колледж)
Контрольная
на тему: «Преемственность в организации работы дошкольного учреждения и школы»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
15.00 BYN
Преемственность в организации работы дошкольного учреждения и школы
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Поделиться
Введение
1. Актуальность проблемы преемственности в работе дошкольного учреждения и школы. Определение понятия «преемственность»
2. Современные подходы к проблеме преемственности дошкольного учреждения и школы
3. Сущность преемственности в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения и школы
4. Формы взаимодействия дошкольного учреждения и школы
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. При поступлении выпускников дошкольного учреждения в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе. Процесс адаптации выпускников в начальной школе многоаспектен и включает приспособление к режиму работы школы; школьному и ученическому коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и ценностям начальной школы.
Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и является болезненным для участников, в первую очередь для самого ребенка.
Цель работы: проанализировать аспекты преемственности в организации работы дошкольного учреждения и школы.
1. Актуальность проблемы преемственности в работе дошкольного учреждения и школы. Определение понятия «преемственность»
Эта проблема является актуальной, на современном этапе принцип преемственности становится предметом особого психолого-педагогического анализа.
Детство – это особенная эпоха развития человека, которая протекает на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольный период является подготовкой для перехода в младшую школу. Поэтому необходимо удостоверяться в том, что ребенок к моменту поступления в младшую школу, будет к этому готов и физически, и психологически, и эмоционально. Переходный период – это всегда повышенный уровень стресса. Напряжение можно снизить, если грамотно решить проблему преемственности от дошкольного образования к школьному [4, с. 121].
Л.С. Выготский, исследуя особенности психического развития детей, выделяет стабильные и критические периоды, сопровождаемые возрастным кризисом. Особое внимание он уделяет переходу к школьному обучению, считая, что ребенок должен быть подготовлен к нему всем ходом предшествующего развития. При переходе из детского сада в начальную школу происходит изменение всей системы отношений ребенка с окружающим миром, «самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований». Значительную роль в формировании новообразований играет преемственность, и их развитие в стабильном возрасте представляет исходный момент для всех динамических изменений «Я».
Преемственность заложена в самой природе обучения, воспитания детей, является их атрибутом. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
2. Современные подходы к проблеме преемственности дошкольного учреждения и школы
Современное образование обеспечивает комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний, умений и навыков, но и как основа всестороннего развития личности ребёнка, учитывающая его психологические особенности. Камнем преткновения на пути гармоничного развития каждого ребёнка является отсутствие преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. В настоящее время в построении преемственности между различными учреждениями сложилась парадоксальная ситуация, когда низшее, предшествующее звено вынуждено приспосабливаться к последующему, высшему.
На ступени «дошкольное образовательное учреждение – начальная школа» можно отметить следующее. Начальная школа должна обеспечить максимально комфортный переход детей от модели воспитания, образования и развития, предлагавшейся в учреждении дошкольного образования, к учебной, школьной модели. Здесь важна не столько преемственность знаний, умений и навыков, сколько преемственность методов и приемов работы с детьми. Главной целью является плавное замещение форм работы с детьми при переходе из детского сада в школу и учёт тех достижений, которые они смогли достичь на ступени дошкольного образования [7].
А так как начальная школа часто совсем не хочет использовать формы и методы дошкольного образования, то учреждение дошкольного образования вынуждено иногда использовать школьную модель. Школьная модель образования детей старшего дошкольного возраста диктуется требованиями школы, которая хочет получить ученика, владеющего определенными знаниями, умениями и навыками и – что самое главное – подготовленного к школе в организационном плане.
3. Сущность преемственности в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения и школы
Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, – учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированное нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка. Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты:
– мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;
– содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информацию;
– учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;
– организационно-рефлексивный, который включает навыки планирования, прогнозирования деятельности, самооценки и взаимооценки результатов собственной деятельности и товарищей [5, с. 56].
Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений [].
4. Формы взаимодействия дошкольного учреждения и школы
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям:
1. Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками учреждений дошкольного образования (ученики начальной и средней школы); совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом) .
2. Взаимодействие педагогов: совместные педсоветы (учреждение дошкольного образования и школа); семинары, мастер-классы; круглые столы педагогов учреждения дошкольного образования и учителей школы; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов учреждения дошкольного образования и школы; открытые показы образовательной деятельности в учреждении дошкольного образования и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения [3, с. 5].
Заключение
Преемственность – это связь, предполагающая с одной стороны направленность воспитательно-образовательной работы детского сада на те требования, которые будут предъявлены детям в школе, с другой стороны опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе школы.
Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе предусматривает усовершенствование, прежде всего содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы в детском саду. Современная школа требует от ребенка, который начинает обучение в первом классе, высокой работоспособности, сложных форм умственной деятельности, сформированных морально-волевых качеств уже в дошкольные годы. Выполнение всех этих требований способствует повышению уровня общей готовности ребенка к школьному обучению. Только на фоне общей готовности ребенка математическая подготовка его способна обеспечить усвоение математики в школе, дальнейшее развитие интереса к математической деятельности. Реализация принципа преемственности между учреждением дошкольного образования и начальной школой, построение обучения на основе единых методических принципов и с учетом выполнении всех условий, тенденций развития детей, действительно обеспечивает высокий уровень готовности ребенка при поступлении ребенка в школу.
1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Мн., Университетское, 1990.
2. Бабаева, Т.И. У школьного порога: книга для воспитателей детского сада. – Мн., Просвещение, 1993.
3. Букатова, В. Школа и детский сад – парадоксы преемственности обучения / В. Букатова // Дошкольное воспитание. – 1992. – №7. – С. 3-5
4. Кушнир, Н.Я. Детский сад – школа. Проблемы преемственности / Н.Я. Кушнир. – Мн., «Полымя», 2000.
5. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова. – М., Просвещение, 1988.
6. Николаева, А.Б. Детский сад и начальная школа: психологический аспект преемственности / А.Б. Николаева // Вопросы психологии. – 1989. – №1.
7. Образовательный стандарт. Дошкольное образование.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты