Основные источники конфликтов во взаимодействии подростка и родителей подростка
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Контрольная
на тему: «Основные источники конфликтов во взаимодействии подростка и родителей подростка»
по дисциплине: «Конфликтология»
2022
15.00 BYN
Основные источники конфликтов во взаимодействии подростка и родителей подростка
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Конфликтология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Поделиться
Введение
1. Воспитательная функция семьи
2. Психологические особенности подростков
3. Ожидания подростков и родителей
4. Напряженность в отношениях между подростками и родителями
Заключение
Список использованных источников
Введение
Отношения родителей и детей – это проблема, которая существует с момента появления первой семьи. Эти отношения очень сложные. Родители и педагоги не всегда понимают, а иногда и не хотят понять своих детей. Это происходит потому, что человечество не стоит на месте, а прогрессирует, то есть постоянно развивается. С течением времени может меняться все - моральные устои, правила этикета и т. д. Поэтому родителям трудно поменять свои представления о жизни, которые они приобрели еще в раннем возрасте, когда сами еще были детьми. Следствием непонимания являются споры, которые перерастают в конфликты.
Вопрос разрешения отношений отцов и детей рассматривали многие писатели и поэты. Ярким примером является одноименный роман И. С. Тургенева. В реальной жизни каждому поколению приходится самостоятельно разрешать эту проблему и применять какие-либо рецепты бессмысленно, так как каждый конфликт имеет свои тонкости, а наша жизнь вносит свои коррективы.
Изучение проблемы конфликтов подростков и родителей имеет не только первостепенное теоретическое, но и острое практическое значение.
Конфликты очень негативно влияют на ребенка «уродуя» его характер и затрудняя его приобщение к социуму. Конфликты влияют и на самооценку подростка.
Очень важно изучать литературу по вопросам разногласий между родителями и детьми. Обладая информацией о нюансах взаимоотношений поколений можно предупредить конфликты в той или иной семье.
В данной работе обобщен материал, который может стать полезным как для родителей, так и для подростков. Родители смогут понять и осознать, что происходит с их чадом, почему их дети внезапно отдаляются от них и игнорируют. Подростки, в свою очередь, смогут найти здесь информацию, которая поможет им лучше понять себя, взглянуть на ситуацию со стороны и попытаться встать на место своих родителей.
1 Воспитательная функция семьи
Семья в обществе играет огромную роль, т.к. именно в ней формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальных ролей, необходимых для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек поддерживает на протяжении всей своей жизни. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему миру. Именно семья является одним из важнейших факторов и условий ускорения или сдерживания процесса самореализации личности.
Семья выполняет множество функций по воспитанию и приобщению ребенка к социальной среде [1, стр.8].
Но сейчас происходит усиление кризисных явлений в семье, и это характеризуется падением воспитательного потенциала семьи. Сейчас же большинство семей живут по стратегии физического выживания и не могут выполнять или выполняют с неполной силой свою функцию: воспитание и развитие физического, интеллектуального и духовного потенциала детей.
Именно от семьи в первую очередь зависит, каким вырастит ребенок, и какое место в обществе он займет. И действительно, тип семьи, в которой рождается ребенок, может очень сильно повлиять на его ожидания, установки, набор ролей, систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми [2, стр.27].
Но главную роль для нормального, оптимального формирования и развития личности ребенка играет не состав и структура семьи, а психологический климат (благоприятная эмоциональная атмосфера) в семье, во внутрисемейных отношениях и гармонии между всеми членами семьи. Если супружеские отношения гармоничны, то такая семья способствует развитию у детей таких качеств, как дисциплинированность, доброта, самокритичность и др. Если в семье конфликты, то у детей формируются противоположные качества: замкнутость, озлобленность. При дефиците общения родителей с детьми, дефиците родительской любви у детей возникают такие негативные качества, как пассивность, неуверенность, агрессивность и беспокойность. Неудовлетворенность отношениями в семье с родителями компенсируется отношениями в группе сверстников (часто асоциально направленной).
2 Психологические особенности подростков
Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Наступление отрочества не зря сравнивают со вторым рождением ребенка. Рождение – это не только появление чего-то нового, но и разрыв старых связей. Подросток становится все менее похожим на прежнего ребенка. Он меняется постоянно и внутренне, и внешне, и психологически, и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые ощущения, новые потребности и возможности.
«Я становлюсь другим и могу больше, чем раньше» – так чувствует подросток. «Я выгляжу по-другому, значит и вести себя должен по-новому»- у подростка появляются новые запросы, ориентиры, ценности. «Я не нуждаюсь в том, чтобы меня так сильно опекали. Я могу действовать самостоятельно и претендовать на более взрослое поведение»-помимо всего прочего перед подростком встает задача по-новому выстроить свои отношения с родителями [4, стр. 7].
Ребенок меняется «на глазах»: меняется его характер, желания, стремления и т.д. В подростковом возрасте от 50% - 80% подростков имеют тот или иной тип акцентуации характера. Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Личко А.Е. выделил 11 типов акцентуаций, рассмотрим их подробнее [5, стр. 411].
Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. С взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.
Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.
3 Ожидания подростков и родителей
Чрезвычайно важно понять суть взаимоотношений между подростками и родителями и ту роль, которую играют родители в развитии своих детей. В этой главе рассматривается, чего же ожидают от родителей подростки, какие надежды на них возлагают. Затем те разногласий, что возникают между подростками и их родителями, и трудностей, которые испытывают родители при общении со своими взрослеющими детьми [6, стр.424].
Итак, какими же хотят видеть подростки своих родителей? Как показывают результаты опросов (Newman, 1989), подростки мечтают о таких родителях, которые:
«...интересуются нами и готовы помочь, когда нужно»;
«...выслушивают нас и стараются понять»;
«...дают почувствовать, что они любят нас»;
«...выказывают свое одобрение»;
«...принимают нас такими, какие мы есть – со всеми нашими ошибками и недостатками»;
«...доверяют нам и ждут от нас хорошего»;
«...относятся к нам как к взрослым»;
«...направляют нас »;
«...веселы, всегда в хорошем настроении, обладают чувством юмора, умеют создать теплую атмосферу дома и подают хороший пример».
Давайте подробно рассмотрим все перечисленные качества (Williamson и Campbell, 1985).
1. Заинтересованность и помощь родителей
Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по тому интересу, который, родители проявляют к его жизни, по тому количеству времени, которое они готовы ему уделить, по их готовности и желанию быть рядом с ним и при необходимости оказать. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка может возыметь прямо противоположный эффект: низкая самооценка, плохая учеба в школе, импульсивные поступки, слабая социальная адаптация, неустойчивое и антиобщественное поведение.
2. Способность слушать, понимать и сопереживать
Под сопереживанием (эмпатией) подразумевается способность человека поставить себя на место другого, ощутить его мысли и чувства.
Подростки часто жалуются на то, что родители не выслушивают их, не интересуются их мыслями и мнениями, не хотят знать их чувства и точку зрения. Подростки хотят, чтобы между ними и родителями установилось взаимопонимание, чтобы родители с симпатией разговаривали с ними, а не «вещали».
Некоторые родители воспринимают несогласие подростка с их идеями и его готовность вступить в спор как некую угрозу. Отказываясь от разговора и обрывая любую дискуссию словами: «Это не обсуждается. Как я сказал, так и будет!», они исключают саму возможность общения. Впрочем, как и подростки, когда они злятся, хлопают дверьми и уходят рыдать в свою комнату. Общение является ключом к установлению гармоничных отношений между подростками и родителями. Итак, многие родители не имеют ни малейшего представления, о чем думают их дети, по той простой причине, что не дают подросткам времени высказаться и что-либо объяснить.
4 Напряженность в отношениях между подростками и родителями
Непонимание, возникающее между детьми и родителями, часто можно объяснить различиями в их типах личности [6, стр. 440].
С высоты своего жизненного опыта родителям кажется, что дети слишком наивны, глупы, неосторожны и, как следствие, неспособны, осознать ошибки, которые совершают. Родители боятся, что дети попадут в аварию, поранятся, ввяжутся в конфликт с законом. Подросткам же, напротив, кажется, что родители чересчур осторожны и тревожатся без причины.
Родители, достигшие так называемого среднего возраста, нередко сравнивают стиль жизни современной молодежи со стилем жизни своей юности. Они страдают от постоянного отставания в вопросах массовой культуры – это заставляет их чувствовать себя беспомощными, малоинформированными; они явно проигрывают по сравнению с «экспертами», которые хорошо ориентируются в процессах общественной жизни. Поэтому дети нередко начинают сомневаться в руководящих способностях родителей. Многие подростки полагают, что им следует заняться воспитанием собственных родителей, чтобы те более соответствовали современной жизни.
Родители и дети относятся друг к другу с предубеждением, что отнюдь не способствует пониманию того, как представителям разных поколений обустроить совместную жизнь. Исследования показали, что, несмотря на личностные различия, взаимоотношения подростков и родителей в большинстве случаев складываются довольно гармонично. Когда же возникает конфликт, его причина может корениться в любой из пяти указанных ниже областей жизни.
1. Социальная жизнь и привычки
Социальная жизнь подростков и те обычаи и привычки, которых они придерживаются, как правило, порождают большее количество конфликтов с родителями, чем что-либо другое. Наиболее распространенными причинами трений являются споры по следующим вопросам: выбор друзей и партнеров; как часто подросткам можно посещать школьные вечера, ходить на свидания и т. п.; чем подросток занимается; время отхода ко сну; с какого возраста можно ходить на свидания, водить машину, принимать участие в тех или иных событиях; укоренившиеся убеждения; выбор одежды или прически.
2. Ответственность
Наиболее остро родители критикуют подростков, не проявляющих чувства ответственности. Требование ответственного поведения в особенности касается следующих вопросов: выполнение хозяйственных работ по дому; заработок и расходование денег; бережное отношение к личным вещам, одежде, жилью; использование семейного автомобиля; использование телефона; работа вне дома; использование семейной собственности и вещей: мебели, инструментов, продуктов питания, бытовых приборов и аппаратуры. Подросток же, впервые почувствовав, что он свободен от родителей, не думает об ответственности. Это вызывает конфликты между подростком и родителями.
Заключение
В заключение можно отметить следующее:
1. Наибольшая напряженность между родителями и детьми наблюдается, когда дети находятся в подростковом возрасте.
2. Основными возрастными особенностями подростка являются: эгоцентризм, психологическое и эмоциональное отделение от родителей, самоидентификация.
3. Основными ожиданиями подростков от родителей являются: заинтересованность и помощь родителей, способность слушать, понимать и сопереживать, любовь и положительные аффекты, признание и одобрение, доверие и т.д.
4. Основными причинами конфликтов являются: социальная жизнь и привычки, ответственность, школа, взаимоотношения в семье, нравственные ценности и мораль.
Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют конфликты между подростками и родителями. Их причинами могут быть:
- деструктивность внутрисемейных отношений;
- недостатки в семейном воспитании;
- возрастные кризисы детей;
- индивидуально-психологические особенности родителей и детей.
Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.
Главное помнить, что для детей нет никого ближе, чем их родители, поэтому следует с детства формировать доверительные отношения со своими подрастающими детьми, не отталкивать их в трудный момент и всегда пытаться понять причины возникающих разногласий.
1. Жизнидеятельность семьи: тенденции и проблемы / отв. редактор Антонов А.М. – М, 1999. – 416 с.
2. Воспитательный потенциал и социализация детей // Педагогика, 1999, № 4.
3. Психология подростка. Полное руководство/ под ред. Реана А.А. – СПб: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.
4. Подлеснова Н., Руденко И. Второе рождение // Семья и школа, 1999,№ 1.
5. Общая психология / сост. Рогов Е.И. – М: ВЛАДОС, 1998. – 448 с.
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер, 2000. – 812 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 12.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты