Проблема происхождения античной философии
Почему античное миросозерцание называют «космоцентризмом»? Каковы основные черты космоцентризма?
Почему стоическую этику считают «родителем» христианской морали?
Список использованных источников
Проблема происхождения античной философии
Античная, или древнегреческая философия возникла вначале в Древней Греции. Данное государство появилось в начале второго тысячелетия нашей эры. За полторы тысяч лет Греция прошла огромный исторический путь: от варварства - до цивилизации, от родоплеменных объединения - до государственного устройства всего греческого народа. Уже в VIII веке до нашей эры Древняя Греция являлось развитым государством в различных отношениях: политическом, культурном, экономическом, социальном. Все это время единственным мировоззрением древних греков оставалось религиозное. Однако так долго оставаться не могло. В Древней Греции появляется наука и философское мышление.
Возникновение античной философии наблюдается приблизительно в VI век до н. э. Это объясняется невозможностью традиционно-мифологической картине объяснить окружающую действительность.
С начала 1-го тысячелетия до нашей эры религиозное мировоззрение греков начинает переосмысливаться сначала в художественной форме (творчество Гомера) из позиций мифологии и здравого смысла (творчество Гесиода).
Кризис мифологического сознания и мировоззрения был определен несколькими причинами:
1. Именно в Древней Греции возникли первые институты государства, а также свобода и демократия. Все это как бы подпитывало появление философских взглядов и идей.
2. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX-VII веках до н. э. Этому способствовали расширение торговли, увеличение богатства народа, появление колоний у Древней Греции. Все эти процессы расширяли географические познания древних греков, подвергая критике гомеровское видение окружающей действительности. Описанное Гомером в его книгах не находило подтверждения в современной жизни.
3. Происходило расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений.
Почему античное миросозерцание называют «космоцентризмом»? Каковы основные черты космоцентризма?
Под космоцентризмом понимается определенный этап развития философии Древней Греции, который приблизительно длился с 6 века до нашей эры по 6 столетие нашей эры. Ранняя античная философия была тесно связана с мифологией и религией, в основе которых лежала природа. Поэтому ее иногда называют естественной или физической. Космоцентризм рассматривает Космос как центр мирозданья, в основе которой лежит гармония. Поэтому главным вопросом в данное время был вопрос о происхождении первоначала всего. Многие философы и ученые видели в этом первоисточнике природу и рассматривали ее как источник всего существующего.
В древнегреческом языке слово «природа» являлось противоположностью слова «хаос». Основной задачей своих раздумий мыслители ставили поиск первоосновы бытия, некой материи, из которой смог зародиться не только весь видимый мир, но и разумные одушевленные существа. У каждого ученого или представителей научных школ первоисточники были свои. К примеру, Эмпидокл в сових работах рассматривал первоисточником все ситихии – огонь, воздух, воду и землю. Многие другие мыслители велили в первоисточнике только отдельные стихии: Гераклит – огонь, Фалес – воду и т.д.
Почему стоическую этику считают «родителем» христианской морали?
Данное наплавление в философии придавало огромное значение этическому разделу в философии. По мнению Сенеки «Философия… выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и чего воздерживаться, сидит у руля и направляет среди пучин путь гонимых волнами. Без нее нет бесстрашия и уверенности: ведь каждый час в жизни случается столь многое, что нам требуется совет, которого можно спросить только у нее».
Мы видим много общего с современными христианскими моралями, которые проповедует религия. Цель жизни для стоиков заключается в Добродетели, в жизни в гармонии с природой и по ее законам. Отсюда мы можем видеть и главный пастулат стоиков – жить в гармонии с природой. Для человека подчинять свою жизнь законам Вселенной в широком смысле означает то же самое, что подчинять свое поведение требованиям своей натуры или разума, поскольку сама Вселенная подчиняется законам природы. Также стоики указывают на то, что необходимо жить в гармонии не только с Космосом, но и с внутренней природой человека.
По мнению стоиков, человек является высшим существом, который знает и подчиняется законам природы сознательно. Отсюда вытекает и цель моральной проповеди, которая схожа с христианской: человек волен изменять свое внутреннее отношение.