9 Объясните назначение, опишите принцип действия и особенности применения генератора дыма.
23 Объясните назначение, устройство, принцип действия и способы проверки работоспособности датчика положения распределительного вала (датчик фаз).
49 Опишите общее устройство электронной системы управления бензиновым двигателем с непосредственным впрыском бензина.
102 Укажите основные неисправности электронных контроллеров систем зажигания и также способы проверки их работоспособности.
Литература
9 Объясните назначение, опишите принцип действия и особенности применения генератора дыма.
Наиболее часто генератор дыма применяется для поиска негерметичностей впускного коллектора двигателя. Конфигурация впускных коллекторов современных двигателей может быть достаточно сложной и иметь множество потенциальных мест утечки. Наиболее эффективным способом их поиска является подача дыма во впускной коллектор и визуальное выявление негерметичностей по местам выхода дыма с внешней стороны проверяемой системы.
Такой способ обладает высокой достоверностью и требует минимальных затрат времени. Для проведения такой проверки необходимо перекрыть входной патрубок в районе воздушного фильтра (например, полиэтиленовой плёнкой в месте соединения воздуховодов). Затем подать дым во впускной коллектор через один из его штуцеров. Теперь, достаточно визуально выявить места выхода дыма из впускного тракта они то и будут указывать на места утечек впускной системы.
Наличие негерметичности во впускном коллекторе влияет на показания многих датчиков системы управления двигателем, и блок управления двигателем (ECM) не всегда способен их однозначно интерпретировать. Могут появляться коды различных неисправностей, непосредственно не указывающих на имеющиеся утечки.
Работа двигателя на небольших и средних оборотах может значительно ухудшаться. Это происходит вследствие попадания во впускной коллектор дополнительного количества воздуха топливно-воздушная смесь обедняется, и в цилиндрах возникают пропуски воспламенения, стабильность оборотов холостого хода нарушается. При этом, сигналы от кислородных датчиков, установленных в выпускной системе, сигнализируют блоку управления двигателем об избытке кислорода в составе топливо-воздушной смеси (если система управления двигателем оснащена датчиком расхода воздуха), и ECM увеличивает время впрыска топлива форсунками. При этом, значение адаптаций топливо-воздушной смеси подходит к верхнему пределу регулирования. Кроме того, для поддержания заданных оборотов холостого хода ECM уменьшает степень открытия регулятора холостого хода (или угол открытия электронной дроссельной заслонки), и показания датчика расхода воздуха уменьшаются.
23 Объясните назначение, устройство, принцип действия и способы проверки работоспособности датчика положения распределительного вала (датчик фаз).
Датчик положения распределительного вала фактически отслеживает положение распределительного вала в головке блока цилиндров. Если иначе, этот датчик определяет, в каком положении находится механизм газораспределения.
При помощи этого датчика удается определить начало цикла работы двигателя по первому цилиндру в ВМТ (верхняя мертвая точка). В свою очередь, это необходимо для нормальной работы системы фазированного впрыска. Указанный датчик тесно связан с ДПКВ. ЭСУД получает показания от обоих датчиков, после чего электронный блок управления двигателем формирует импульсы на впрыск топлива и зажигания в каждом отдельном цилиндре.
Датчик фазы ставят только на бензиновые моторы с распределенным фазированным впрыском, а также на некоторые дизельные ДВС. Установка датчика позволяет максимально просто реализовать фазированный впрыск топлива и зажигание для каждого цилиндра с отдельным учетом режима работы силового агрегата.
Например, на моторах с карбюраторной дозирующей системой такой датчик не нужен, так как рабочая смесь топлива и воздуха подается в общий коллектор, тогда как зажиганием управляет распределитель зажигания и/или датчик положения коленвала.
Сегодня активно применяются датчики, в основе которых лежит эффект Холла. Данный эффект заключается в том, что возникает разность потенциалов в полупроводниковой пластине, когда по ней протекает постоянный ток и она помещена в магнитное поле.
Сам датчик Холла относительно простой: квадратная или прямоугольная пластина из полупроводника, с четырех сторон которой подключены контакты (пара входных для подачи постоянного тока, а также пара выходных для передачи сигнала). Вся эта конструкция выполнена в виде небольшой микросхемы, заключенной в корпус вместе с магнитом и дополнительными элементами.
Датчики фаз бывают двух типов:
• щелевой датчик;
• стержневой или торцевой датчик.
49 Опишите общее устройство электронной системы управления бензиновым двигателем с непосредственным впрыском бензина.
В общем случае в электронную систему непосредственного впрыска топлива можно разделить на две части: механическую (исполнительная) электронная (контролирует параметры работы силового агрегата и на их основе подает сигналы для срабатывания исполнительной части).
К электронной составляющей относится следующие части:
• Электронный блок управления (ЭБУ)
• лямбда-зонд;
• положения коленвала;
• массового расхода воздуха;
• положения дроссельной заслонки;
• детонации;
• температуры ОЖ;
• давления воздуха во впускном коллекторе.
К механической части относится:
• бак;
• электрический топливный насос;
• топливный насос высокого давления
• топливные магистрали;
• фильтр;
• регулятор давления;
• топливная рампа;
• форсунки.
• катушки зажигания.
102 Укажите основные неисправности электронных контроллеров систем зажигания и также способы проверки их работоспособности.
На неисправности, возникшие в блоке управления двигателем, указывают следующие сбои в работе автомобиля:
проблемы с запуском мотора;
троение двигателя;
появление густого дыма;
снижение реакции на педаль газа;
потеря контроля за включением и выключением вентилятора двигателя;
сбои в работе катушек зажигания;
выход из строя предохранителей;
датчики не посылают сигналы.
Причины возникновения поломок подразделяются на два основных вида: неисправный проводник или сбой прошивки. Прошивка восстанавливается только при помощи специалистов в сервисном центре. Проверку электрических параметров можно произвести своими руками при помощи специального измерительного прибора - мультиметра.
Для поиска пробоя в проводе необходимо ознакомиться со схемой управляющего устройства. Изучив расположение проводников, резисторов и питания наступает очередь «прозвонки» электрической цепи в том месте, где обнаружена ошибка показаний электронного блока. При отсутствии такой информации необходимо проверить провода по всей схеме.