Фридрих Ницше о двух началах европейской культуры. Учение Фридриха Ницше о вечном возвращении
БГУ (Белорусский государственный университет)
Контрольная
на тему: «Фридрих Ницше о двух началах европейской культуры. Учение Фридриха Ницше о вечном возвращении»
по дисциплине: «Философия»
2021
15.00 BYN
Фридрих Ницше о двух началах европейской культуры. Учение Фридриха Ницше о вечном возвращении
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Философия
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Ф. НИЦШЕ О ДВУХ НАЧАЛАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2. УЧЕНИЕ Ф. НИЦШЕ О ВЕЧНОМ ВОЗВРАЩЕНИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В конце XIX – нач. XX вв. философы пришли к выводу, что западно-европейская цивилизация переживает культурный упадок. По их мнению, жители европы погрязли в эгоизме, потребительском отношении к вещам. А духовная жизнь граждан находится в застое. Философы искали причины упадка и возможное спасение от него, чтобы началось культурное возрождение. При этом мыслители часто искали в прошлом ответы на свои вопросы. Один из таких философов – Ницше – ставил в пример Европе восточную систему ценностей и жизнь предков самих европейцев.
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий философ, основоположник философии жизни. Он анализирует жизнь с позиций пессимизма и иррационализма. Влияние мыслителя на развитие философии, культуры и массового сознания в ХХ веке было огромным. Это произошло вследствие явилось творческой одаренности Ф. Ницше, яркого и образного стиля его произведений. Немаловажным является и тот факт, что философ сознательно отказался от тяжеловесной научности официальной философии, заменив ее своей веселой наукой и злой мудростью. Но еще в большей степени его огромное влияние на последующую философию культуры, искусство, мораль и религию обуславливается содержанием и идейной направленностью его творчества.
Основные работы Ф. Ницше – «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Несвоевременные мысли» (1873), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Утренняя заря» (1881), «Веселая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» (1883-1884), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Антихристианин» (1888).
Не случайным является интерес у Ницше к древности. Это происходит по причине того, то философ постоянно критикует европейскую культуру и противопоставляет ей жизнь людей из далеких времен. Сам Ницше такую жизнь называет естественной.
Философ ставит перед собой задачу – разбудить человечество, избавить его от иллюзий и заблуждений. Это следует сделать, так как человечество все глубже погружается в состояние кризиса. Такой «философией жизни» Ф. Ницше знаменует окончательную переоценку всех ценностей предшествующей культуры – философии и религии, науки и морали. Свою задачу философ видит именно в том, чтобы разбудить человечество, избавить его от иллюзий, пребывая в которых, оно все глубже погружается в состояние кризиса и вырождения.
1 Ф. НИЦШЕ О ДВУХ НАЧАЛАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В основе культурной концепции Ф. Ницше лежат два взаимосвязанных понятия – «жизнь» и «воля». Воля – концепция, полученная из жизни. Жизнь также подвергнется эстетизации – процессу создания привлекательной и красивой формы и идеализации. По сути, этот постулат отражает стремление придать повседневным изображениям более красивый и эстетичный вид – украсить рутинные элементы повседневной жизни, чтобы добиться их превращения в произведения искусства.
С точки зрения Ницше, наука и разум не могут проявить волю. Это доступно только синтетической форме жизни – искусству. Искусство служит дополнением к бытию и одновременно его завершением.
Ницше поднял важные вопросы о природе человека, о его бытии, о культуре как средстве самореализации человека. Он пытался понять мир из полноты целого, из полноты человеческого существа. На протяжении всей мировой истории Ницше искал элементы такой универсальности, которые помогли бы ему преодолеть внутренние страдания общения с миром. В поисках он обратился к древней культуре; его особенно интересовал истинный дух греческого искусства. Ницше считал, что греки, несмотря на их тягу к красоте, праздникам и развлечениям, в полной мере ощутили трагедию чувственной жизни.
В поисках причин этой парадоксальной связи Ницше обращается к греческой мифологии. В нем нет намека на аскетизм, долг и сдержанность.
Но в этом противоречии Ницше видел сущность эллинской культуры. Грек знал и чувствовал страхи и ужасы существования, но чтобы выжить, он должен был защищаться от них иллюзиями, и мир олимпийцев стал блестящим продуктом его мечты.
Стремление к освобождению через иллюзию становится началом не только религии, но и искусства.
Вечное страдание – единая первооснова мира, а из иллюзии подымается новый, иллюзорный мир. Философ подчеркивает противоположность и неразрывную связь первоединого и иллюзорного мира, созданного человеком. Эти две сущности он положил в основу представлений об аполлоническом и дионисийском первоначалах. Разные полюсы человеческого бытия были запечатлены в образах Аполлона и Диониса; эти два начала были прослежены в миросозерцании, культуре и историческом развитии греков. Два символа выразили всю полноту вечной жизни.
2 УЧЕНИЕ Ф. НИЦШЕ О ВЕЧНОМ ВОЗВРАЩЕНИИ
Вечное возвращение - это философская идея, согласно которой каждый момент бытия будет повторяться бесконечно много раз, потому что время бытия бесконечно и количество его элементов ограничено.
Ф. Ницше считал идею вечного возвращения одной из самых ярких и ярких своих идей. Трепетное отношение к этой идее отражается и в том, что он тщательно записал время и место ее появления – август 1881 года, по дороге из Сиальс Мария в Сильвапланд у пирамидальной скалы.
Вульгарная формулировка идеи вечного возвращения предельно проста – каждый миг жизни будет воспроизводиться ровно бесконечно много раз. Таким образом, каждый момент бытия одновременно является моментом бесконечности. Эта идея произвела впечатление на Ницше, поскольку он полагал, что перспектива бесконечного количества попыток прожить собственную жизнь со всеми его заботами, страданиями, поисками смысла жизни и т. д. может привести простых людей в состояние паники.идею вечного. Анализируя идею вечного возвращения, можно отметить, что Ницше выбрал несколько уровней и подходов к ее пониманию и содержанию: физикалистский, трансцендентальный, экзистенциальный.
Физический подход включал попытку научно обосновать идею вечного возвращения. Осознавая это, Ницше опирался на ряд предположений: реальность находится в процессе бесконечного изменения и становления, время – объективная реальность, пространство и материя – субъективные восприятия, пространство и энергия – конечные величины. Исходя из этих предположений, он приходит к выводу, что, поскольку количество материи конечно, а период ее существования бесконечен, она не может бесконечно изменяться с течением времени и принимать все новые и новые формы, потому что для этого потребуется постоянно увеличивающееся количество энергии, что ограничено.
Соответственно есть два выхода – либо нахождение некоего равновесного состояния, либо повторение уже существовавших форм реализации материи. Но поскольку наличие динамики и изменения в настоящий момент противоречат идее установления состояния покоя – ибо будь такая точка возможна, она уже установилась бы и длилась бесконечно, то остается лишь принять идею о вечном возвращении, ибо динамизм наличного мига ни коим образом ее не отрицает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия Ф. Ницше – это, в первую очередь, прежде всего философия личности, а не индивидуалиста. Стремление понять личность, найти выход из кошмаров эпохи – эпохи двойных стандартов во всем: в отношениях с людьми, нациями, государствами, по отношению к самому себе – цель философской конструкции Ф. Ницше.
Его философские поиски - это поиски морали для свободного человека на пути разрушения традиционных ценностей, ориентация на которые разрушает человечность, личность, а в конечном итоге и самого человека.
К философии Ницше и его работам нельзя подходить с точки зрения однозначной логики: они как минимум неоднозначны, но чаще всего многозначна и контекстно-детерминированы. Ф. Ницше называл свою философию «нигилизмом», что является центральным понятием его философии. Его ранние работы содержат идеи, которые находят отклик в его более поздних книгах.
В зрелый период творчества Ф. Ницше доктрина воли к власти находится в таком же соотношении с доктриной нигилизма, в каком находилось аполлоническое начало к дионисийскому в ранний период его творчества. Обе эти силы или концепции дополняют друг друга. Нигилизм Ф. Ницше связан с любовью к своей судьбе.
Доктрина воли к власти заключается в том, что мир – это то, что мы создали и должны воспроизводить, что он не имеет другой структуры, а также значения, кроме тех, которые мы ему приписываем. Каждая новая личность входит в жизнь и культуру, находится в поисках истинной жизни и в борьбе за целостность своей уникальности, за целостность воплощения идеала. В идее сверхчеловека заключено убеждение в бесконечном творческом становлении самого Бытия, концентрирующемся в каждой отдельной личности.
Философ считает, что будущее человечества не для слабых, а для сильных, но история свидетельствует о падении жизнеспособности и измельчании человека. Подобно тому, как в животном строении есть хищники и ягнята, в человеческом обществе есть люди, сильные и слабые, но слабые имеют сильную волю к власти. Сила в современном мире ассоциируется с негативными последствиями (зло, агрессия), а слабость наоборот (добро). Сверхчеловек – это воплощенный образ человека гармонии.
1 Кохановский, В.П. Философия: учебник для высших учебных заведений. / В.П. Кохановский. – Ростов н / Д.: изд-во «Феникс», 2000. – 576 с.
2 Философия: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. – 416 с.
3 Философия: учебное пособие. / Под ред. Я.С. Яскевич. – Мн.: Выш. школа, 2012. – 474 с.
4 Философия: Учебник. / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова – М.: Академ. Проект; Трипста, 2004. – 688 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 11.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты