1) Я. Колас «Новая Земля»
2) Я. Купала "Курган"
3) Янка Лучина «Охотничьи акварели с Полесья»
1) Я. Колас «Новая Земля».
Поэма Якуба Коласа «Новая Земля» – энциклопедия жизни белорусского крестьянства XIX-XX вв. – здесь очень богато раскрыта данная тема и очень красиво описано все что связано с жизнью.
Данное произведение описывает жизнь быт крестьян, а также о их пути к хорошей жизни.
Автор в поэме рассказывает в целом о их жизни, чем они раньше занимались, какие работы выполняли, их интересах чем восхищались, о чем заботились, присутствует так же краткая история о традициях, то что их вдохновляло, мероприятия, которые отмечались, что радовало их каждый день, тут есть история не только про взрослых, но также и про детей чем они занимались как помогали взрослым, занимались учебой и брали пример с взрослого поколения и учились у них всему.
Бездельников совсем не было, каждый занимался чем-либо, помогали взрослым. Например, Михаил выполнял обязанности лесника, Антон «правил хозяйство», а прекрасная Анна женушка Михаила делала все по дому, готовила кушать убиралась, одним словом была хозяйкой дома.
Якуб Колас показывает процесс варева, сева, жатвы, молотьбы. Во время жатвы коллективная работа становится источником прекрасного, наполняет душу крестьян радостью, приносит им удовольствие. Описание косьбы – это целый гимн в честь труда. Косы сравниваются с воинами, которые идут «словно в атаку». В поэме есть описание и орудий труда, созданные рабочими руками, и крестьянская хата, и сарай. Тут и о том, как собирать пчелиный рой, как стелить снопы на току.
В поэме описаны обычаи и обряды, бытовавшие в то время в Беларуси, календарные праздники (пасха, рождество), обычаи (кумование, ярмарки, артель, собрание, народные песни, сказки).
2) Я. Купала "Курган".
В начале произведения описывается древний курган. С ним связано следующее предание.
Много лет назад «на горе на обрыве» стоял «белый хор», в котором жил князь «недоступный и грозный». Он «не знал непослушания и благодати непослушания».
Однажды у князя был большой банкет. На свадьбу Князевой дочери съехалось много знатных гостей. На третий день князь придумал одну для дружины потеху-забаву, приказал позвать старого гусляра.
Пасадзілі гусляра «на ганку, між клёнаў і ліп».
Невыдумная світка — убор на плячах,
Барада, як снег белы — такая,
Незвычайны агонь у задумных вачах,
На каленях ляглі гуслі-баі.
Князь загадвае гусляру іграць:
Запяеш па душы, дасі ўцехі гасцям —
Поўны гуслі насыплю дукатаў;
Не пад мысль песня будзе каму-небудзь нам —
Канапляную возьмеш заплату.
3) Янка Лучина «Охотничьи акварели с Полесья».
Гришка рассуждает об изменениях, которые должны произойти в крае с постройкой железной дороги.
Не принимая непривычное и новое, старик предсказывает, что порубают леса, все пойдет на вырождение: не только исчезнет зверь y нас, но и глухарь. А придет время, что и утки не убить на свете, что на дроздов и дятлов будем ставить сети.
Герой-рассказчик, человек Нового времени, не приемлет то, что говорит собеседник. Он уверен, что научный прогресс, цивилизация несут людям облегчение в работе, материальные достояния. Глухой, патриархальный Полесский край восстановится. Что со временем, счастье зацветет на земле. Потомки Полесской простолюдины в домах за стол широкий сядут и наконец скажут: "Счастье к нам пришло".
Первая моя охота на лосей старый Гришка застал героя-рассказчика за некрасивым занятием — тот стрелял на мелких птиц.
Старый охотник учит героя-рассказчика, как нужно одеваться на охоту, делает выговор за плохой уход оружия. Рано утром выезжают на охоту. И тут-то поймал лося Гришка.
Когда же Панич начал объяснять, что с ним произошло Гришка же посмеялся, саркастический был тот смех. Обьяснив свой смех тем что лоси не какие-то там «воробушки». Тут Гришка вспоминает голодные годы, которые ему пришлось пережить в детстве и молодости. Особенно запомнился второй: "кору даже драли из дерева, и даже было страшно смотреть на худых людей».
По молодости он ходил влюбленный в дочь кузнеца прекрасную Уляну. Семье кузнеца жилось еще тяжелее, чем крестьянам: "Совсем не было работы дельной, расстаться должен был каждый со своей скотиной для существования, потому что надо спасать в первую очередь свою жизнь». Гришка, чем мог, помогал кузнецу, украдкой беря из дома еду, но понимал, что это невыход. Решил "осадить медведя" и продать без свидетелей кожу. Отец Гришки, искушенный, умный человек, заметил, что сын что-то задумал.