1. Охарактеризуйте виды организационных структур управления: адаптивные и иерархические
2. Опишите порядок проведения бесед, собраний, совещаний, приема посетителей
3. Разработайте пакет документов, регламентирующих деятельность предпринимательской структуры (организации), представьте их характеристику
Список использованных источников
1. Охарактеризуйте виды организационных структур управления: адаптивные и иерархические
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого [5, c. 75].
Эффективность работы предприятия существенно зависит от организационной формы, выбранной для управления им. Поэтому организационная структура должна соответствовать конкретному объекту управления (предприятию), его целям и условиям, в которых осуществляется функционирование объекта и управление им.
Структура организации закрепляет горизонтальное и вертикальное разделение труда, расстановку и взаимосвязь персонала. Задача менеджеров при построении организации заключается в выборе структуры, которая более всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее факторам. Наилучшая структура – это та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять, и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей
Компонентами организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено прежде всего на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности по всем основным функциям управления.
В любой структуре управления выделяются:
– звенья управления (отделы, службы, управления, участки и т. д.);
– уровни управления (ступени, иерархическое распределение масштабов и направлений воздействия).
К звеньям относятся не только структурные подразделения, но и отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции либо какую-то их часть.
К звеньям управления относят и менеджеров, регулирующих и координирующих деятельность нескольких структурных подразделений.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в иерархической системе управления. Менеджеры более высоких ступеней управления принимают решения своего масштаба и доводят требования в конкретной форме до нижестоящих звеньев [2, c. 132].
2. Опишите порядок проведения бесед, собраний, совещаний, приема посетителей
Деловая беседа – форма устного обмена информацией между несколькими людьми, но уже в узком кругу.
Деловая беседа должна быть всегда доброжелательной вне зависимости от содержания, даже, когда она проводится по инициативе руководителя в целях исправления допущенных подчиненным ошибок.
С момента встречи посетителя и до ухода каждый элемент в обращении оказывается важным.
Плохо, когда руководитель встречает посетителя кивком головы, демонстрирует свою занятость, ведет беседу сидя, в то время как посетитель стоит, беспрерывно смотрит на часы, проявляет нетерпение, часто отрывается для разговоров по телефону (без слов «извините»), продолжает давать распоряжения или беседовать с вошедшими сотрудниками, не проявляет должной заинтересованности в разговоре и т. д.
Продолжительность беседы зависит от темы и сложности обсуждаемого вопроса [2, c. 175].
Во вступительные часты беседы, которая может занимать до 15% отведенного на нее времени, с первых же слов желательно снять психологическую напряженность, в том числе с помощью шутки, установить взаимопонимание на основе проявления искреннего уважения и интереса к личности и делам друг друга. Обычно инициатива принадлежит здесь хозяину или старшему по возрасту.
В главной части беседы активной стороной обычно является инициатор (исключение составляет отчетная беседа с подчиненными), старающийся от начала до конца придерживаться выбранного основного направления путем постепенного, но настойчивого проведения собственных идей и последовательной постановки вопросов.
В заключение беседы инициатор подводит итоги, показывает, как может быть использована полученная информация, призывает остальных к ее осмыслению и последующим активным действиям
Собрания и совещания – собой способ коллективного обмена информацией, заканчивающийся принятием конкретных решений.
Процедура подготовки совещания
1. Разработка плана проведения (тематика, график) на период.
2. Тщательная (за несколько недель до начала) подготовка очередного мероприятия, предполагающая:
– определение докладчиков и содокладчиков по каждому вопросу;
– составление списка приглашаемых, без которых нельзя обойтись; если кандидатов набирается слишком много, целесообразно пригласить представителей, иначе заседание может оказаться неуправляемым.
3. Разработайте пакет документов, регламентирующих деятельность предпринимательской структуры (организации), представьте их характеристику
Документы, регламентирующие деятельность организации: устав и должностная инструкция, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка.
Устав – свод правил, регулирующих деятельность организаций, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в сфере государственной или хозяйственной деятельности.
Основные разделы текста устава:
1. общие положения;
2. организационное единство;
3. регламент деятельности;
4. финансово - материальная база;
5. отчетная и ревизионная деятельность;
6. порядок ликвидации и ответственность по делам организации.
Должностная инструкция – организационный документ длительного или постоянного срока действия, в котором определены научно-технические, финансовые стороны деятельности должностных лиц.
1. Берендеева, А. Б., Зосимова, Л. А. Основы управления персоналом: учеб. пособие / А. Б. Берендеева, Л. А. Зосимова. – Иваново: – 136 с.
2. Исаев, Р.А. Основы менеджмента: Учебник / Р. А. Исаев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 264 с.
3. Менеджмент: учебное пособие / Глазов М.М. и др. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – СПб.: Астерион, 2013. – 419 с.
4. Основы менеджмента / Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с.
5. Удалов Ф.Е., Алёхина О.Ф., Гапонова О.С. Оcновы менеджмента: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. – 363 с.