Социальная идентичность
БНТУ (Белорусский национальный технический университет)
Контрольная
на тему: «Социальная идентичность»
по дисциплине: «Социология»
2021
15.00 BYN
Социальная идентичность
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Социология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Поделиться
Введение
1. Социальная идентичность в работах отечественных и зарубежных исследователей
2. Современные исследования социальной идентичности
3. Структура социальной идентичности
4. Механизмы социальной идентичности
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Проблема социальной идентичности находится на пересечении социологии, истории, культурологии, когнитивной психологии, психологии личности и социальной психологии.
Современные исследователи понимают идентичность как «ощущение себя уникальным индивидом, отдельным и отличным от других индивидов, или ощущение себя частью отдельной группы и отличие от других групп в использовании групповых ценностей» [1, с. 55].
Сегодня интерес к вопросу социальной идентичности является научным ответом на изменение социальных условий. Многие экономические, политические и культурные проблемы современной жизни подвергают испытанию представления людей о самих себе и в конечном итоге связаны с вопросами идентичности. Все это побудило ученых задуматься о процессе социального самоопределения. По мнению исследователей, в меняющихся условиях идентичность основывается не на потребности в самоуважении, а на потребности в смысле, в понимании, что помогает укрепить чувство контроля над своей жизнью.
Значимость данного исследования заключается в том, что последние кардинальные изменения в обществе, а также развитие систем коммуникации и рост миграции привели к увеличению участия людей в различных реальных и виртуальных группах. В этом контексте изучение социальной идентичности становится очень важным. В то же время, как отмечают многие авторы, в изучении социальной идентичности остается много спорных и нерешенных вопросов (Г.М. Андреева, И.Ю. Киселев, Т.Г. Стефаненко, В.А. Ядов, L. Chante, W. Doise и др.) [3]/
Целью данной работы является выявление особенностей формирования понятия социальной идентичности в социологических науках.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу, посвященную проблеме социальной идентичности личности;
2) дать определение феномену социальной идентичности личности, выявить ее компоненты и основные механизмы.
Методы исследования: теоретический анализ литературы.
1. Социальная идентичность в работах отечественных и зарубежных исследователей
Социальная идентичность – это знание о том, что индивид принадлежит к социальной группе, имея при этом определенный эмоциональный и ценностный личностный смысл членства в группе.
Теоретическая и эмпирическая разработка вопросов социальной идентичности началась относительно недавно, во второй половине 20-го века. Традиционно он ассоциируется с общепсихологическими и социально-психологическими исследованиями. Количественный пик исследований идентичности пришелся на период ухудшения международных отношений: 1990-е годы и начало 21 века. Это было связано с ростом широко распространенной враждебности и недоверия между странами, которые ранее жили в относительном мире и согласии [2].
Эволюция проблемы идентичности (от упрощенных взглядов до сложных теоретических концепций) прослеживается в фундаментальных трудах классиков зарубежной философии, психологии и социологии (У. Джеймс, 3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, Дж. Мид, Ч. Кули, К. Леви-Строс); в работах современных исследователей (Э. Эриксон, Р. Баумайстер, А. Маслоу, Р. Мейли, Г. Олпорт, К. Роджерс, X. Салливен, Ю. Хабермас, В. Хесле, К. Хорни, Э. Шпрангер, Э. Гидденс, С. Московичи), а также в работах классиков отечественной гуманитарной мысли (К. Альбуханова-Славская, М. Бахтин, Л. Выготский, А. Гусейнов, О. Дробницкий, Э. Ильенков, И. Кон, А. Леонтьев, Ю. Лотман, С. Рубинштейн, Л. Сохань, А. Спиркин, В. Ядов и др.) [4].
Традиционно термин «идентичность» ассоциируется с Эрихом Эриксоном. Однако сам Эриксон в качестве основных предшественников своей концепции называет Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и Чарльза Дарвина.
Важная роль феномена идентичности была впервые отмечена в теории Фрейда. Согласно Фрейду, «суперэго» формируется через идентификацию. Идентификация – это бессознательное отождествление субъекта с объектом, которое может быть мотивировано страхом потерять любовь и страхом наказания. Настоящая причина идентификации кроется в биологической природе человека. Таким образом, идентификация – это взаимодействие, но, согласно Фрейду, это взаимодействие определяется биологией и психологией, причем биологическая адаптация остается главной целью.
Последователи Фрейда, К. Юнг и А. Адлер, считали это объяснение феномена идентичности неадекватным и односторонним. И Юнг, и Адлер подчеркивали необходимость исследования социального окружения. Однако в их работах подчеркивался интерес к субъективному опыту индивида как единственно достоверному, а главным аргументом оставалась адаптация индивида к настоящему без учета влияния прошлого и будущего [4].
2. Современные исследования социальной идентичности
Сегодня вопросы идентичности существуют не только в психологии, но и практически во всех областях гуманитарного знания. Сегодня, в условиях «контекстуальной неопределенности и возрастающего влияния ситуативных факторов» [5, с. 60], разработка вопроса идентичности неизбежно становится «шире», чем просто поиск ответов на вопросы о природе человеческого «Я»: она интегрируется в более широкий эпистемологический контекст, с озабоченностью по поводу ценностей и смыслов, моделей социального поведения человека, потенциальных обществ и образов будущего индивида. родственники». Во времена краха, кризиса и неопределенности вопрос идентичности всегда актуализируется в сознании ученых и обществ, когда люди спрашивают, какие нормы, ценности и стандарты будут нужны завтра, как изменятся нормы и правила поведения»[6], и в этом контексте трудность концептуализации междисциплинарности неизбежна.
Согласно теории процессов идентичности Г. Брейкуэлла, идентичность понимается как опора на существующие системы социальных представлений о человеческой идентичности, самооценке и субъективности в целом [18]. Таким образом, конфигурация личной и социальной идентичности зависит не только от постоянного преобразования общества/индивидов в соответствии с той или иной версией социального сравнения, но и от непрерывного процесса их переоценки субъектом. Последнее делается с содержанием доминирующей социальной концепции, так что само различие между личной и социальной идентичностью теряет большую часть своего смысла. В этом случае снижение внутренней неопределенности достигается индивидом через переживание непрерывности в любой из его идентичностей [4], одновременно объединяющей его с другими и подчеркивающей его уникальность. Более того, ясность и уникальность идентичности сегодня часто понимается исследователями как исходящая из «немыслимого для меня». Так, с точки зрения К. Бенсона, идентичность отражает не только то, частью чего индивид себя считает, но и то, кем/чем он себя не считает, и что он не стал бы делать в любом случае, причем последнее, в свою очередь, определяется социальными эмоциями – отвращением, презрением, страхом, стыдом, виной[2]. Похоже, что эта самоопределяющаяся «оппозиция» не только изменила содержание границ, отделяющих наше самобытное «я» от всеобщего, но и привела к все большему размыванию этой дихотомии.
3. Структура социальной идентичности
Структура социальной идентичности подразделяется на когнитивный и аффективный компоненты, а также на центральные и периферийные элементы.
Когнитивный компонент связан с групповой самокатегоризацией – субъект воспринимает себя как принадлежащего к группе и оценивает себя как типичного представителя этой группы.
Аффективный компонент связан с идентификацией ингруппы (оценка индивидом ингруппы как играющей важную роль в его жизни) и аффективным отношением к ингруппе.
Групповая идентичность – это эмоционально-оценочный компонент членства в группе. Групповая идентичность отличается от когнитивного компонента социальной идентичности – самокатегоризации. Это отражается в том, что причисление себя к группе не подразумевает высокой степени внутригрупповой идентификации, а идентификация с группой не гарантирует, что субъект признает свое восприятие сходства с другими членами группы. Например, студенты старших курсов не воспринимают себя как типичных студентов университета, но сильно идентифицируют себя с ними. Это различие не всегда можно уловить на уровне опыта, поскольку в некоторых случаях самокатегоризация и групповая идентификация тесно связаны [5].
Степень внутригрупповой идентификации зависит от ряда условий.
1) Одновременно существует несколько групп. Когда человек воспринимает себя как личность, степень идентификации с какой-либо группой низка, в то время как присутствие в одном месте более чем одного члена социальной группы усиливает внутригрупповую идентификацию.
2) Внутригрупповая идентичность укрепляется благодаря внутригрупповой дискриминации: внутригрупповая враждебность способствует групповой солидарности и чувству «мы», особенно когда членам этой группы не разрешается переходить в другую группу.
3. размер ингруппы, соответствующий ситуации. Члены малых групп имеют более высокую степень внутригрупповой идентификации, чем члены больших групп. Члены группы социального меньшинства идентифицируют себя с группой сильнее, чем члены группы большинства.
4. Статус в группе, соответствующий ситуации. Члены высокостатусных групп сильнее идентифицируют себя с ин-группой.
5. внутригрупповой статус другой группы, к которой принадлежит индивид. Влияние этого фактора связано с тем, что в жизни человек является членом многих социальных групп. Низкий статус некоторых из них заставляет людей сильнее отождествлять себя с теми, кто остался. Например, студенты, которым сказали, что они принадлежат к психологическому типу, представители которого не добились успеха в жизни, позже сильнее идентифицировали себя с факультетом университета, на котором они учились, чем те, кому сказали, что они вполне успешны в своем психологическом типе.
4. Механизмы социальной идентичности
В научной литературе, посвященной проблеме идентичности, можно обнаружить описание различных механизмов ее формирования.
В отечественной традиции одним из первых об этих механизмах заговорил историк Б.Ф.Поршнев. Описывая закономерности происхождения такого феномена, как этническое самосознание, Б.Ф.Поршнев (1966, 1973) выделяет в качестве одного из основных его компонентов противопоставление, отмечая, что «этническое самосознание одной общности и ее представление о другой общности выступят как производные от ... наличия между ними рубежа... всякое противопоставление объединяет, всякое объединение противопоставляет; мера противопоставления есть мера объединения».
Психологи-когнитивисты одним из наиболее важных механизмов формирования социальной идентичности считают категоризацию.
Tajfel H. утверждал, что категоризация стимулов создает определенные эффекты в процессе социальной перцепции, в результате которых сходства между стимулами внутри одной категории и различия между стимулами, отнесенными к разным категориям, усиливаются в направлениях, которые воспринимаются как взаимосвязанные с категоризацией. Более того, этот эффект еще более усиливается, когда категоризация происходит в важной для индивида области социальной перцепции (Hogg М., Williams K., 2000).
Заключение
Современные исследователи понимают идентичность как «ощущение себя отдельным индивидом, обособленным и отличным от других индивидов, или ощущение принадлежности к отдельной группе, отличной от других групп, при использовании групповых ценностей».
Гуманистическая мысль, как отечественная, так и зарубежная, имеет традицию изучения идентичности как психологического и социокультурного феномена. Идентичность имеет структурное строение, основными параметрами которого являются целенаправленность, содержательность и оценочность. Обычно выделяют два аспекта идентичности: личностный и социальный. В современной теории личностный аспект чаще всего трактуется как вторичный по отношению к социальному. Это согласуется с нашими теоретическими рассуждениями. Нам кажется, что такая же закономерность должна проявиться и при рассмотрении вопроса о доверии людей друг к другу.
На смену структурным и специфическим по содержанию определениям идентичности все чаще приходят взгляды, отражающие процессуальный характер всех ее проявлений и по сути «неполную» природу идентичности.
Роль идентичности в оценке принадлежности к группе особенно заметна, когда речь идет о нормах, описывающих идеальное поведение члена группы, а не о нормах, отражающих типичное поведение. Нарушение норм может привести к снижению положительных оценок члена группы только в том случае, если эти нормы являются параметрами различий между ингруппой и аутгруппой.
Когнитивные психологи считают категоризацию одним из важнейших механизмов формирования социальной идентичности.
Социальная категоризация изменяет основу социального восприятия таким образом, что люди воспринимаются не на основе их уникальных индивидуальных характеристик, а на основе общих атрибутов определенных социальных категорий. Поэтому восприятие является «безличным», то есть построенным на основе прототипов ин-группы и аут-группы, сформированных по принципу мета-контраста.
1. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. – 2016. – №1. С. 129-134.
2. Бибихин, В.В. Язык философии / В.В. Бибихин. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 416 с
3. Павленко, В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В.Н. Павленко // Журнал вопросы психологии. – 2000. – №1. С. 135-141
4. Павлова, О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности / О.Н. Павлова. – М.: 2001.
5. Труфанова, Е.О. Идентичность и Я / Е.О. Труфанова // Вопросы философии. – 2008. № 6
6. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции/ З. Фрейд. – М.: Наука, 1991. – 456 с.
7. Хамнаева, А.Ю. Характеристики идентичности в меняющемся мире / А.Ю. Хамнаева // Аналитика культурологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 13.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты