16 Проанализируйте основные принципы размещения розничной торговой сети, а также факторы, влияющие на размещение РТС
36 Проанализируйте порядок ведения книги замечаний и предложений
Ситуация №16
Список использованной литературы
16 Проанализируйте основные принципы размещения розничной торговой сети, а также факторы, влияющие на размещение РТС
Розничная торговая сеть (РТС) – это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания населения [1].
Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требуют рационального размещения предприятий торговли. Они должны как можно ближе размещаться к населению, обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений. Решая вопросы размещения магазинов в городах, следует учитывать влияние градостроительных, транспортных, социальных и экономических факторов.
В группу градостроительных факторов входят величина города, форма плана и функциональное зонирование его территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, а также административных, культурных и спортивных центров. Транспортные факторы включают направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта. К социальным факторам относят необходимость снижения совокупных затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого качества торгового обслуживания. Экономические факторы – обеспечение необходимой эффективности капитальных вложений на развитие сети торговых предприятий и оптимального уровня их доходности [4].
К основным принципам рационального размещения розничных торговых предприятий относятся равномерность, групповой признак и ступенчатость размещения магазинов.
36 Проанализируйте порядок ведения книги замечаний и предложений
Книга замечаний и предложений является документом единого образца, выдается и регистрируется в налоговом органе по месту постановки на учет ИП или торговой организации. При выдаче книга регистрируется должностным лицом налогового органа с указанием ее регистрационного номера, даты выдачи, ФИО и должности лица, получающего книгу. Факт выдачи книги удостоверяется подписями должностного лица налогового органа и лица, получающего книгу [3].
Должностное лицо, выдавшее книгу, обязано провести инструктаж о порядке ее ведения и хранения.
В книгу вносятся замечания и предложения граждан о деятельности данной торговой организации (ИП), качестве товаров и услуг, выполняемых работ.
Книга предъявляется по первому требованию гражданина. Запрещается требовать от гражданина предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения замечания и (или) предложения [3].
Книга замечаний и предложений (далее - книга) ведется в каждой организации, у индивидуального предпринимателя. Если есть обособленные подразделения - вне места нахождения организации, а также в местах реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг. Место нахождения книги (книг) должно соответствовать адресу ее (их) места нахождения, содержащемуся в электронном банке данных [3].
Ситуация №16
В универсаме «Брест» покупатель 23.04.с.г. приобрел 2 пакета сока. 15.05.с.г. после употребления сока покупатель получил отравление. 2 недели лежал в больнице. Экспертиза установила, что причиной отравления явилось нарушение технологии изготовления. Покупатель обратился к товароведу универсама с просьбой выплатить ему компенсацию в размере 1000 рублей.
Прав ли покупатель? Проанализируйте, каков будет порядок возмещения ущерба в данном случае. Кто несет ответственность за продажу недоброкачественных товаров?
Ответ:
Покупатель прав. Порядок возмещения ущерба регулирует Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. № 90-З
Статьи [...], 18 закона «О защите прав потребителей» устанавливают ответственность продавца за вред здоровью, имущественный и моральный вред, причиненный проданным товаром:
В случае реализации товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, потребитель вправе по своему выбору потребовать:
1. замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
2. соразмерного уменьшения покупной цены товара;
3. незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
4. возмещения расходов по устранению недостатков товара.
При невыполнении поставщиком, представителем указанных требований, потребитель вправе возвратить товар ненадлежащего качества соответственно поставщику, представителю и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (п. 6 ст. [...] Закона).
1. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли : учеб. для вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – М. : Дашков и К, 2016. – 696 с.
2. О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2005 г. № 285// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2021.
3. Памятка по порядку выдачи, ведения и хранения Книги замечаний и предложений [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sch9.minsk.edu.by/main.aspx?guid=1951.
4. Платонов, В. Н. Организация и технология торговли: учеб. для вузов / В.Н. Платонов, Л.С. Климченя. – Минск : БГЭУ, 2017. – 426 с.