1. Классификация по привлечению конечных пользователей (альфа, бета и гамма тестирование)
2. Планирование тестирования юзабилити. Процесс тестирования юзабилити
Список используемой литературы
1. Классификация по привлечению конечных пользователей (альфа, бета и гамма тестирование)
Модульное тестирование (юнит-тестирование) - тестируется минимально возможный для тестирования компонент, например, отдельный класс или функция. Часто модульное тестирование осуществляется разработчиками ПО.
Интеграционное тестирование - тестируются интерфейсы между компонентами, подсистемами. При наличии резерва времени на данной стадии тестирование ведётся итерационно, с постепенным подключением последующих подсистем.
Системное тестирование - тестируется интегрированная система на её соответствие требованиям.
Альфа-тестирование - имитация реальной работы с системой штатными разработчиками, либо реальная работа с системой потенциальными пользователями/заказчиком. Чаще всего альфа-тестирование проводится на ранней стадии разработки продукта, но в некоторых случаях может применяться для законченного продукта в качестве внутреннего приёмочного тестирования. Иногда альфа-тестирование выполняется под отладчиком или с использованием окружения, которое помогает быстро выявлять найденные ошибки. Обнаруженные ошибки могут быть переданы тестировщикам для дополнительного исследования в окружении, подобном тому, в котором будет использоваться ПО.[1]
Бета-тестирование - в некоторых случаях выполняется распространение версии с ограничениями (по функциональности или времени работы) для некоторой группы лиц, с тем чтобы убедиться, что продукт содержит достаточно мало ошибок. Иногда бета-тестирование выполняется для того, чтобы получить обратную связь о продукте от его будущих пользователей.
Часто для свободного/открытого ПО стадия Альфа-тестирования характеризует функциональное наполнение кода, а Бета тестирования - стадию исправления ошибок. При этом как правило на каждом этапе разработки промежуточные результаты работы доступны конечным пользователям.
2. Планирование тестирования юзабилити. Процесс тестирования юзабилити
С конца 1980-х годов в научно-прикладных разработках укрепляется представление о ключевой роли эргономичности создаваемых программных продуктов, что определяет их коммерческую привлекательность, масштабность распространения на рынке компьютерных средств, субъективную удовлетворенность пользователей при работе с ними, и связана с эффективностью их использования при решении различных задач в Интернет среде. В современных моделях оценки качества программных продуктов эргономичность обычно описывается с помощью специального термина "юзабилити" (usability), который дословно переводится с английского как "пригодность к использованию".
В стандарте ГОСТ ИСО 9241-11 определены следующие термины:
• пользовательский интерфейс (user interfacesUI) - "все компоненты интерактивной системы (программное обеспечение или аппаратное обеспечение), которые предоставляют пользователю информацию и являются инструментами управления для выполнения определенных задач" [ГОСТ ИСО 9241-110: 2006];
• эргономика (изучение факторов, влияющих на человека)
• "научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека с другими элементами системы, предполагающая использование теории, принципов, данных и методов для обеспечения благополучия";
• usability (пригодность использования)
• "свойство системы, продукции или услуги, при наличии которого установленный пользователь может применить продукцию в определенных условиях использования для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворенностью" [ГОСТ ИСО 9241-11: 2001].
1. Данилов Н. А., Анализ современных подходов к оценке юзабилити пользовательских интерфейсов / Н.А. Данилов // Иформационно-коммуникационные технологии в науке, производстве и образовании. - 2014. - С.97-100.
2. Данилов Н. А., Построение тепловой карты на основе точечных данных об активности пользователя приложения / Н.А. Данилов, Т. Шульга // Иформационно-коммуникационные технологии в науке, производстве и образовании. - 2014. С.49-53.
3. Дегтяренко И. А., Оценка удовлетворенности пользователей работой с Интернет сайтом / И.А. Дегтяренко, А.Б. Леонова // Национальный психологический журнал. - 2012. - №1. - С.95-103.
4. Дегтяренко И. А., Методика оценки удовлетворенности пользователей интерфейсом интернет-сайта/ И.А. Дегтяренко, И.В. Бурмистров, А.Б. Леонова // Вестник Московского университета. Психология. - 2010. - С.94-109.