Этика и психология профессиональной деятельности
МГКИ (Могилёвский государственный колледж искусств)
Контрольная
на тему: «Этика и психология профессиональной деятельности»
по дисциплине: «Этика и психология профессиональной деятельности»
2021
15.00 BYN
Этика и психология профессиональной деятельности
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Этика и психология профессиональной деятельности
Вариант: 3
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Поделиться
Введение
1. Поступок как понятие этики, его структура
2. Структура и нравственная оценка поступков
3. Сенсорно-перцептивные процессы
Заключение
Список использованных источников
Введение
В профессиональной деятельности педагог часто сталкивается с вопросами этики, и для правильного понимания и оценки возникающих ситуаций необходимо в достаточной мере изучить теоретические вопросы.
Поступком принято называть действие личности, социальное значение которого ей самой понятно. Поступок – это социально оцениваемый акт поведения, побуждаемый осознанными мотивами. В отличие от импульсивных действий поступок, совершается в соответствии с принятым намерением.
Вся нравственная деятельность человека складывается из его поступков. Этика стремится проанализировать процедуру морального оценивания, выявить факторы моральной оценки, учет которых способствует ее обоснованности и объективности. С точки зрения этики, вопрос оценки поступков является актуальным для изучения с целью развития и воспитания личности, решения вопросов общения и разрешения конфликтов.
Психологическая наука широко изучает познавательные психические процессы – психические явления, обеспечивающие, непосредственно в своей совокупности, познание, т. е. восприятие информации, ее переработку, хранение и использование. Среди познавательных психических процессов выделяют сенсорно-перцептивные процессы, обеспечивающие отражение и восприятие воздействий окружающей действительности.
Знание основных сенсорно-перцептивных процессов – ощущений, восприятия, представлений и воображения, является важным звеном в понимании принципов работы человеческой психики.
Сенсор6но-перцептивные процессы позволяют человеку контактировать с окружающим миром, правильно оценивать внешние и внутренние сигналы, регулировать в соответствии с этим свое поведение.
Изучение сенсорно-перцептивных процессов предполагает знакомство с их структурой, функциями и свойствами, которые будут раскрыты в данной работе.
1. Поступок как понятие этики, его структура
Согласно психологическому словарю, поступок (англ. act) – это форма поведения личности, которая в онтогенезе возникает при формировании самосознания в подростковом возрасте (Л.С. Выготский). Поступком не являются автоматизмы, рефлексы, импульсивные и привычные действия; поступок включает творческий акт выбора целей и средств поведения, нередко вступающий в конфликт с установленным, привычным, заведенным порядком. Поступком называется личностно – осмысленное, лично сконструированное и лично реализованное поведение (действие или бездействие), направленное на разрешение конфликта.
Позитивно оцениваемые обществом поступки взрослых, а тем более значительные для общества поступки, получают особые имена – подвиги и деяния. Лица, их совершившие, возвеличиваются и почитаются обществом, включаются в качестве иллюстраций для принимаемой обществом морально-этической сферы и, согласно В.П. Зинченко, начинают «работать» на ту же педагогику для коррекции и формирования нормативно-релевантных действий детей [9, c. 356].
Поступок является центральным звеном нравственного поведения человека. Он характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих им средств и самостоятельному, внутренне свободному и ответственному действию. Поэтому именно поступки являются объектами моральной оценки. Одни поступки мы оцениваем как благородные, другие – как безнравственные, аморальные.
Поступок как моральное действие в этике рассматривается с точки зрения целостности его содержания: единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств, самооценки субъектом своего поступка и отношения его к оценке окружающих.
Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей, жизни на основе требований морали, сквозь призму понятий Добра и Зла. Основанием оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение.
Моральная оценка играет большую роль в нравственной регуляции поведения людей, в совершенствовании общественной жизни. Совершая поступок, человек осуществляет моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным. Поскольку этот выбор зависит от самого человека, то он берет на себя моральную ответственность. Его действия могут быть поставлены ему в заслугу или в вину. Благодаря свободе воли, возможности выбора и способности выбирать человек способен быть моральным существом, ответственным за свои поступки [2, c. 68].
2. Структура и нравственная оценка поступков
Для моральной оценки поступка важна не его внешняя, операционная сторона, а ценностно-содержательная характеристика самого действия.
Выделяют следующие факторы моральной оценки:
1. Условия совершения поступка.
Условия совершения поступка могут быть благоприятствующими ему, нейтральными или непреодолимыми. Нравственная ценность поступка тем выше, чем труднее препятствие и чем успешнее оно преодолевается, чем больше человек проявляет воли, настойчивости, умения, чтобы выполнить веления нравственного долга и совести.
Поступок, совершенный в крайне трудных условиях и при задействовании предельных возможностей человека называют подвигом.
Поступок, совершенный со злым, эгоистичным, антисоциальным умыслом, оценивается как злодеяние.
2. Внутренняя структура и содержание поступка.
Поступок складывается из его мотивации, намерения и цели действия, средств для ее достижения.
Мотив является основанием действия, тем, ради чего оно замышляется и осуществляется. Намерение и цель действия выражают представления человека о том, что он намеревается сделать, и формируют образ будущего действия и его результат. Чем больше мотивы и намерения соответствуют моральным требованиям и ценностям общества, тем выше оценивается нравственность поступков.
3. Полученный результат.
Многие полезные по их результату поступки оцениваются совершенно по-разному, в зависимости от их мотивации и средств достижения цели. Несмотря на то, что оценка результата оказывается проще, чем мотивов и целей его совершения, часто скрытых и неизвестных, оценка только на основе результат приводит к тому, что теряется моральная составляющая, приводит к оценке, когда для результата любые средства хороши.
В противовес этому Гегель доказывал, что мотив и результат поступка не являются независимыми друг от друга сущностями, способными соединяться в произвольные комбинации. Диалектический подход к этой проблеме развивает эту позицию и рассматривает мотив и результат как влияющие друг на друга элементы поступка, в котором решающее значение, тем не менее, остается за объективным общественным значением поступка [3, c. 156].
3. Сенсорно-перцептивные процессы
В основе психики человека лежат сенсорно – перцептивные процессы, которые обеспечивают отражение и восприятие воздействий окружающей действительности: ощущение, восприятие, представление и воображение.
В отечественной психологии одним из первых термин «сенсорно-перцептивные процессы» использовал Б.Г. Ананьев. Сенсорно-перцептивными называют процессы, с помощью которых осуществляется восприятие человеком окружающей действительности, своего внутреннего опыта и внутренних ощущений [1, c. 128].
Рассмотрим подробно каждый из выделенных сенсорно-перцептивных процессов и его особенности.
1. Ощущения.
Это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств (анализаторы). Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. Ощущения субъективны и зависят от особенностей строения мозга, нервной системы, анализаторов; опыта, знаний, интересов человека и т.п. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.). Ощущения являются первичным познавательным процессом, на основе которого возникают более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятие, представления, воображение, память, мышление.
Ощущения – это источник знаний о внешнем и внутреннем мире, а органы чувств, или анализаторы, представляют собой каналы, по которым мы получаем эти сведения. И.П. Павлов назвал анализатор сложным нервным аппаратом, который производит анализ окружающей среды. Любой анализатор состоит из 3 частей:
- Периферический отдел, или рецептор. Это органы чувств (ухо, глаз, язык, кожа, нос и др.).
- Проводниковый отдел – нервные волокна, по которым проходит первое возбуждение к центру анализатора, находящемуся в головном мозге.
- Центральный, или мозговой отдел – высший отдел анализатора, который осуществляет сложные функции анализа. Здесь непосредственно возникают ощущения – слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные, температурные и другие [8, c. 345].
Заключение
Поступок является центральным звеном нравственного поведения человека. Он характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих им средств и самостоятельному, внутренне свободному и ответственному действию. Поэтому именно поступки являются объектами моральной оценки. Одни поступки мы оцениваем как благородные, другие – как безнравственные, аморальные.
Поступок как моральное действие в этике рассматривается с точки зрения целостности его содержания: единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств, самооценки субъектом своего поступка и отношения его к оценке окружающих.
Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей, жизни на основе требований морали, сквозь призму понятий Добра и Зла. Основанием оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение.
В основе психики человека лежат сенсорно-перцептивные процессы, которые обеспечивают отражение и восприятие воздействий окружающей действительности: ощущение, восприятие, представление и воображение.
Ощущения – психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств (анализаторы).
Восприятие – психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом. В отличие от ощущений, восприятие представляет собой не субъективное отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а их целостное отражение как совокупность всех ощущаемых свойств.
Представление – психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
Воображение – психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «Юрайт», 2002. – 336 с.
2. Горбачева, Н.Г. Этика и эстетика: Конспект лекций теоретического курса / Н.Г. Горбачева. – Барнаул: Московский государственный университет культуры и искусств, 2010. – 128 с.
3. Зеленкова, И.Л. Этика: учеб. пособие для вузов / И. Л. Зеленкова, Е. В. Беляева. – 4-е изд., стереотип. – Минск: «ТетраСистемс», 2001. – 368 с.
4. Кондрашов, В.А. Этика. Эстетика / В.А. Кондрашов, Чичина Е.А. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 512 с.
5. Крысько, В.Г. Курс лекций: Учеб. пособие / В.Г. Крысько. – 4 изд. – М.: «ИНФРА – М», 2015. – 256 с.
6. Ломтатидзе, О. В. Общая психология: Сенсорно-перцептивные процессы: Практикум / Ломтатидзе О.В., Алексеева А.С. – 2-е изд., стер. – М.: «Флинта», 2017. – 176 с.
7. Лупандин, В.И. Общая психология (сенсорно-перцептивные процессы): Учеб. Пособие / В.И. Лупандин. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2003. – 180 с.
8. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербурбург: Питер, 2017. – 582 с.
9. Мишаткина, Т.В. Этика. Экспресс – курс / Т.В. Мишаткина. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Новое знание, 2005. – 192 с.
10. Салаватулина, Л.Р. Общая психология: практикум для самостоятельной работы студентов: учеб.-метод. пособие / Л.Р. Салаватулина. – Челябинск: Южно-Уральский центр РАО, 2019. – 257 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты