КАТЕГОРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ.
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИИ КАК НАУКИ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
КАТЕГОРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Наиболее классической в философии является так называемая триадическая модель человека, которая предполагает его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Условно это можно соотнести с биопсихосоциальной интерпретацией человека, но здесь нет буквального совпадения. Таким образом, идея тела предстает в философии как более широкое понятие по сравнению с биологической природой человека; философская конструкция души может быть лишь в некоторой степени соотнесена с современным пониманием в единстве духа и духовности, несмотря на их социальную обусловленность. Всё это включает в себя ряд дополнительных значений. Эти концепции носят скорее философский, чем научный характер, благодаря им конкретизируются основные глубинные составляющие человеческого существования. Наряду с тем фактом, что именно возможность разделения физического, ментального и духовного стало в рамках философского анализа особенностью, благодаря которой имеется в виду, что реальный человек всегда является целостностью, где духовное находится в связи с ментальным, ментальным и телесным, физическое, в свою очередь, конкретизируется духовным и т.д.
Идея тела в философии относится к естественным основам человеческого существования.
На уровне тела осуществляется первичная, жизненно важная связь человека с природой, фиксируются его свойства как биологического вида. Однако человеческое тело не является исключительно природным элементом, несмотря на его генетическую и функциональную обусловленность природными факторами. Вне меньшей степени она выступает как продукт социальной и культурной эволюции, устанавливая определенные границы и каноны "естественности".
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ.
Для социальной группы, следовательно, характерны:
- определенный способ взаимодействия между людьми, входящими в нее (например, обсуждение каких-то совместных целей, осуществление совместной деятельности, взаимопомощь, совместные мероприятия и т.п.)
- осознание своей принадлежности к данной группе (выражается в противопоставлении своей группы и чужой, отстаивании интересов своей группы, сохранении ей верности и т.д.)
- осознание единства (люди, входящие в группу, воспринимают ее как целостность, точно также она воспринимается и другими людьми, не входящими в эту группу).
В социологии различают:
1) первичные и вторичные группы. Первичные группы характеризуются тесными связями и сотрудничеством, эмоциональной близостью, взаимной поддержкой (семья, игровая группа детей, соседство). Их первичность обозначает, что они является фундаментом для дальнейшей социальной деятельности человека. Результат взаимодействия в такой группе – образование некоей психологической целостности, которую можно обозначить понятием «мы». Первичные группы дают индивиду самый первый и самый полный опыт социального взаимодействия. Наиболее важными первичными группами являются семья, игровая группа детей, соседство и др.
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИИ КАК НАУКИ.
В процессе развития общества возрастал интерес людей к политике, политическим явлениям и процессам. Одновременно развивалась и политическая наука. Появилась и специальная отрасль знаний – политология. Это понятие создано на основе двух греческих слов: «politika» – государственные, общественные дела и «logos» – учение. С названного словосочетания вытекает, что политология – это учение, наука о политике. В своей начальной, философско-этической форме политическая наука возникла в Древней Греции во времена Платона и Аристотеля и прошла в своем развитии ряд этапов. Современный облик политология стала приобретать во второй половине ХIХ в. в связи с широким распространением эмпирических методов исследования, общим прогрессом социологических знаний, настоятельной общественной потребностью в научном познании политики и эффективного управления государством.
Возрастание роли политических знаний было обусловлено постоянным усложнением самой политики, функций власти, расширением политических процессов. В ходе общественного развития постоянно повышалось значение государственного регулирования экономических и социальных процессов. Значительно возрастал круг политических интересов граждан, расширялось их участие в политике в связи с развитием демократических процессов в результате буржуазных революций, провозгласивших в ряде стран (США, Франция и др.) равноправие всех граждан и признавших народ источником власти. Под влиянием названных факторов возросла общественная значимость политических знаний и в конце XIX – начале ХХ в. во многих странах Запала окончательно сформировались институты политического образования и соответствующих исследований. Первоначально школы политической науки возникли при крупных университетах США: Колумбийском, Йельском.
1. Хомич, Елена Викторовна, Философская антропология, Белорусский государственный университет, Минск, 2017 г.
2. Михно, Валентина Борисовна, Философия, Полоцкий государственный университет, Полоцк, 2009 г.
3. Мишина, В. И. Кордюкевич, О. Г., Социология, Полоцкий государственный университет, Полоцк, 2020 г.
4. А.С. Козлов, Е.В. Степаненко, Социология, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Москва, 2005 г.
5. Сидоренко, И. Н., Социология, БГТУ, Минск, 2008 г.
6. Корзенко, Георгий Владимирович, Криворот, А. А., Политология, БГПУ, Минск, 2014 г.
7. О.Т. Лашкевич; Ю.В. Новак; Е.Г. Трубчик; Р. И. Чубрик, Политология, БГАТУ, Минск, 2009 г.
8. Е. Г. Абраменко, Политология, ГГУ им. Ф. Скорины, Гомель, 2018 г.