Проведение микроэкономического анализа рынка конкретного товара: шоколадная плитка
1. Тип товара (нормальный или худший, предмет роскоши или первой необходимости, инвестиционный или потребительский, длительного пользования или текущего потребления); доля затрат на его приобретение в бюджете потребителя; оценка степени однородности товаров, входящих в товарную группу, возможность перехода определённого количества товаров из категории блага в антиблаго, частное благо (наличие признака избирательности и признака исключаемости) или общественное благо (неизбирательность и неисключаемость).
Шоколадная плитка - нормальный товар, для большинства потребителей является предметом первой необходимости, так как относится к продовольственным товарам. Товар потребительский – шоколад используется в рационе практически любого человека. Товар текущего потребления.
Доля затрат на приобретение товара в бюджете потребителя незначительна. В среднем потребление шоколада в месяц составляет 1-3 плитки. Стоимость шоколадной плитки – от 1,2 до 2,5 руб. Таким образом в бюджете потребителя шоколада займет 5,5 руб. При среднемесячной заработной плате в 1478,9 руб. доля затрат в бюджете составит: 5,5 х 100 / 1478,9 = 0,37 %.
Если считать товарной группой исключительно шоколадную плитку, то степень однородности будет достаточно высока. Различаются у потребителей лишь вкусы.
Антиблаго - продукт или товар, обладающий отрицательной полезностью; широко используется в экономической литературе в связи с «внешними эффектами», т. е. производством, связанным с загрязнением окружающей среды (химические выбросы, шум, вибрация, нарушение водного режима и т. д.). в данный разряд товар может перейти в случае истечения срока годности. В остальных случаях товар не перейдет в антиблаго.
Под частным понимается благо, потребляемое одним человеком, которое не может быть потреблено другим человеком. Поэтому, так как шоколад употребляет в пищу 1 человек и никто другой не ест этот же шоколад, то это и есть частное благо.
2. Характеристика потребностей, которые способен удовлетворить данный товар (индивидуальные, коллективные, общественные).
Кроме общеизвестной способности шоколада (особенно темного) удовлетворять первичные потребности (что относится к одной из верхних потребностей по теории Маслоу), в шоколаде сохраняется множество жизненно важных для человека витаминов и микроэлементов. Шоколад является прекрасным средством прекрасным стимулятором для мозга человека, а также хорошим профилактическим средством от простуды, Помимо этого, стеариновая кислота, которая также есть в этом шоколаде, очищает сосуды. Употребление шоколада способно удовлетворить индивидуальные потребности человека.
3. Характеристика (качественный анализ) эластичности спроса на данный товар (развернутая и аргументированная).
В настоящем исследовании мы можем проследить только ценовую эластичность, так как невозможно учесть все факторы, влияющие на спрос.
Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Е.
Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально.
Кондитерская фабрика «Спартак» является крупнейшим производителем кондитерских изделий в Беларуси, такие как шоколад и шоколадные батончики, конфеты, коробки и наборы конфет, карамель, вафли и вафельные батончики, печенье, торты.