1 Основные принципы организации мониторинга окружающей среды
2 Характеристика мониторинга поверхностных вод в Национальной системе мониторинга окружающей среды Республики Беларусь
3 Проблема трансграничного переноса загрязнителей
4 Структура и основные положения ТКП 17.10-23-2010 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидрометеорологическая деятельность. Правила организации гидрометеорологической наблюдений и сети наблюдений для целей мониторинга окружающей среды
4 Структура и основные положения ТКП 17.10-23-2010 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидрометеорологическая деятельность. Правила организации гидрометеорологической наблюдений и сети наблюдений для целей мониторинга окружающей среды
5 Структура и основные положения Инструкции о порядке проведения мониторинга животного мира (в ред. постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31.03.2009 №13)
Литература
1 Основные принципы организации мониторинга окружающей среды
Мониторинг окружающей среды – это комплексный мониторинг биосферы. Он включает в себя контроль за изменением окружающей среды под влиянием естественных (природных) и антропогенных факторов. Комплексный экологический мониторинг проводится для оценки фактического уровня загрязнения и для оценки возникновения критических ситуаций вредных для здоровья людей и других живых организмов.
Организация экологического мониторинга базируется на трех основных принципах: комплексности, систематичности и унифицированности.
Комплексный подход к проведению мониторинга окружающей среды включает в себя учет абсолютно всех показателей состояния окружающей среды. При комплексном подходе экосистема рассматривается как единая целостная система, как взаимосвязь организмов в экосистеме, не позволяющая им существовать друг без друга и обеспечивающая протекание всех процессов в экосистеме (поток веществ и энергии по цепям питания, саморегуляцию, круговорот веществ).
2 Характеристика мониторинга поверхностных вод в Национальной системе мониторинга окружающей среды Республики Беларусь
Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь создана как информационная система о состоянии окружающей среды, объединяющая в себе средства сбора первичной информации, в том числе и автоматизированные, а также все стадии ее обработки до передачи информации потребителям.
В рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды проводится мониторинг поверхностных вод на территории Республики Беларусь.
Главная цель мониторинга поверхностных вод состоит в обеспечении современной и достоверной информацией органов управления (ведомств и министерств). Он ориентирован также на информационное обслуживание конкретных проектов, международных соглашений в области охраны окружающей среды. Основными задачами и направлениями деятельности мониторинга поверхностных вод являются наблюдение за количественными и качественными характеристиками поверхностных вод, за состоянием водных ресурсов и происходящими в них процессами, оценка фактического состояния поверхностных вод, а также прогноз ее динамики и состояния в будущем.
Наблюдения за состоянием поверхностных вод по гидрохимическим и
3 Проблема трансграничного переноса загрязнителей
Загрязняющие вещества, поступающие в окружающую среду государства, в результате процессов переноса могут пересекать национальные границы и загрязнять территории других государств. Основными источниками поступления этих загрязняющих веществ в окружающую среду являются выбросы их в атмосферу и сбросы в поверхностные воды суши. Основную роль в трансграничном загрязнении играют атмосферные выбросы. Это связано с тем, что именно в этом случае наиболее часто реализуются возможности дальнего, в том числе трансграничного, переноса загрязняющих веществ.
В проблеме трансграничного переноса загрязняющих веществ можно выделить три аспекта: экологический, экономический и политический. Негативное влияние переносимых загрязняющих веществ при трансграничном переносе может охватывать очень большие пространства. С точки зрения экономики необходимо принимать во внимание не только потери от экологического ущерба, но и возможность потерь от необоснованного
4 Структура и основные положения ТКП 17.10-23-2010 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидрометеорологическая деятельность. Правила организации гидрометеорологической наблюдений и сети наблюдений для целей мониторинга окружающей среды
Технические кодексы установившейся практики (ТКП) – технический нормативный правовой акт разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования) хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг
ТКП 17.10-23-2010 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидрометеорологическая деятельность. Правила организации гидрометеорологической наблюдений и сети наблюдений для целей мониторинга окружающей среды» устанавливает общие правила организации деятельности гидрометеорологической службы и сети наблюдений для целей мониторинга окружающей среды.
Структура ТКП: состоит ТКП из 9 глав и 2 обязательных приложений.
Предисловие
Гл.1 Область применения;
Гл.2 Нормативные ссылки;
Гл.3 Термины и определения;
5 Структура и основные положения Инструкции о порядке проведения мониторинга животного мира (в ред. постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31.03.2009 №13)
Мониторингом животного мира в Республике Беларусь занимается Институт зоологии Академии наук. Сеть наблюдений за состоянием животного мира формируется в соответствии с созданием различных уровней ведения этого вида мониторинга. При этом, учитывая тесную зависимость состояния зоокомплексов и отдельных видов животных от характера и состояния местообитаний, пункты наблюдений мониторинга животного мира должны быть приурочены к сети мониторинга растительности. При ведении мониторинга животного мира определяются параметры, характеризующие комплексы различных таксономических (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые и т.д.) и экологических (лесные, водно-болотные и др. птицы, рыбы, млекопитающие, насекомые-вредители леса, почвенные беспозвоночные и др.) групп, а также популяции биоценотически и хозяйственно наиболее значимых видов.
Правила проведения мониторинга животного мира прописаны в Инструкции о порядке проведения мониторинга животного мира (в ред. постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31.03.2009 №13).
1. Водная стратегия Республики Беларусь на период до 2020 года: утверждена Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды 10.08.2011 года. – Мн.: 2011. – 29 с.
2. Государственный водный кадастр: Водные ресурсы, их использование и качество вод (за 2014 год) / Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. – Мн., 2015. –135с.
3. Жарская, Т.А. Мониторинг окружающей среды : учеб.-метод. пособие для студентов специальности 1-57 01 01 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» / Т.А. Жарская, А.В. Лихачёва. – Минск: БГТУ. 2007. – 185 с.
4. Израэль, Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды / Ю. А. Израэль. – М.: Гидрометеоиздат, 1984
5. Инструкции о порядке проведения мониторинга животного мира (в ред. постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31.03.2009 №13)
6. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь: результаты наблюдений, 2015 / Под ред. С. И. Кузьмина, И. В. Комоско. – Мн.: Бел НИЦ «Экология». – 2016.
7. Методики ведения мониторинга земель в Республике Беларусь. Утверждено Председатель Комитета по земельной реформе и землеустройству при Совете Министров Республики Беларусь М.И. Русый 07.06.1993 Режим доступа http://www.ecoinfo.by/ – Дата доступа: 28.05.2016.
8. Мониторинг, использование и управление водными ресурсами в бассейне реки Припять // Под общей редакцией М.Ю.Калинина и А.Г.Ободовского. – Мн.: Белсэнс, 2003.
9. Мониторинг окружающей среды: лаб. практикум по дисциплине «Мониторинг окружающей среды» для студентов специальности 1-57 01 01 / сост. Т. А. Жарская, А. В. Лихачёва. – Мн.: БГТУ, 2006. – 214 с.
10. Новиков, Ю. Ю. Методы исследования качества воды водоемов / Ю. Ю. Новиков, К. С. Ласточкина, З. Н. Болдина. – М.: Медицина, 1990.
11. Охрана окружающей среды в Республике Беларусь 2014 / Статистический сборник – Мн.:Национальный статистический комитет, 2015. – 262 с
12. Перегуд, Е. А. Инструментальные методы контроля загрязнения атмосферы / Е. А. Перегуд, Д. О. Горелик. – Л.: Химия, 1981.
13. Плужников В. Н., Фадеева М. В. Водные ресурсы Беларуси, их использование и охрана. // Природные ресурсы. – Мн., 1996. – С. 24-29.
14. ТКП 17.10-23-2010 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидрометеорологическая деятельность. Правила организации гидрометеорологической наблюдений и сети наблюдений для целей мониторинга окружающей среды Режим доступа http://www.ecoinfo.by/ – Дата доступа: 20.05.2016.
15. ТКП 17-06-08-2012(02120) Технический кодекс установившейся практики.«Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Порядок установления нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод» Режим доступа http://www.ecoinfo.by /– Дата доступа: 20.05.2016
16. ТКП 17.06-12-2015(33140) Технический кодекс установившейся практики. «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидросфера. Правила учета добываемых подземных вод, изымаемых поверхностных вод и сбрасываемых сточных вод в окружающую среду» Режим доступа http://www.ecoinfo.by/ – Дата доступа: 20.05.2016
17. Стратегия в области охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2025 года [Электронный ресурс] / Сайт Министерства природных ресурсов Республики Беларусь. – Минск, 2015. – Режим доступа http:// http://www.belstat.gov.by – Дата доступа: 20.05.2016.
18. Состояние природной среды Беларуси / Ежегодный экологический бюллетень // Национальный статистический комитет. – Минск, 2015. – Режим доступа http://minpriroda.gov.by – Дата доступа: 20.05.2016.