Введение
1. Разум в философии Средневековья (15-16 в.в.)
2. Маргинализация и люмпенизация общества
3. Политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический
Заключение
Литература
Введение
Целью контрольной работы является изучения некоторых вопросов социально-гуманитарного напрвления, освещающих социальную жизнь личности.
Задачи контрольной работы:
1. Раскрыть особенности представлений о «разуме» в философии Средневековья.
2. Охарактеризовать понятия «маргинализация» и «люмпенизация» общества.
3. Рассмотреть типы политических режимов.
1. Разум в философии Средневековья (15-16 в.в.)
Разум одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах.
Разум следует отличать от других форм сознания созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок, как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство в себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум может удерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец, истинного выражения истины, как конкретного, т. е. включающее в свое единство противоположные характеристики.
В Средневековья понятие разум соотносились с различными понятиями, но чаще всего с «верой», поскольку господствующим мировоззрением в средневековье становится христианство.
2. Маргинализация и люмпенизация общества
Маргинальность (от латинского marginalis – находящийся на краю) – это состояние пребывания частично внутри социальной группы и частично вне ее. Это состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.
Для явления «маргинальности» характерно:
1. Неполная, лишь частичная включенность в состав определенной социальной группы.
2.Периферийность, «пограничность» какого-либо (политического, нравственного, духовного, мыслительного, религиозного и проч.) явления социальной жизнедеятельности человека по отношению к доминирующей тенденции своего времени или общепринятой философской или этической традиции.
3.Пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающей определенный отпечаток на ее психику и образ жизни.
4. Пограничное, промежуточное духовное состояние личности между различными нормативно-ценностными системами и представляющими их социальными общностями.
3. Политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический
Политический режим – это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления политической власти.
Различают следующе типы политических режимов:
- демократический политический режим;
- авторитарный политический режим;
- тоталитарный политический режим.
Демократический политический режим.
Он основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:
1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.
2. Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества «гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами».
3. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Проблема веры и разума является одной из наиболее интересных, оригинальных проблем в интеллектуальной культуре средневековой Европы. Сущность ее заключается в определении ценностного статуса, соотношения религиозной веры и научно-рациональной деятельности, их реальных функций в раскрытии творческого потенциала как отдельной личности, так и всего общества в целом.
2. Исследование маргинальности – одно из актуальных направлений исследования структуры общества в эпоху масштабных социальных изменений. В исследованиях на эту тему традиционно связываются социальная структура, социальная мобильность и феномен маргинальности. Многие исследователи считают, что наиболее перспективной в исследовании социальной структуры постсоветского общества оказывается структуралистский подход в рамках неовеберианской традиции. Люмпенизация – социально-регрессивное явление, характерное, как правило, для общества катастрофного типа и заключающееся в полном выпадении людей из социальной жизни и одновременным формированием обширного «социального дна», состоящего из обездоленных, обнищавших слоев населения.
1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин – М.: Проспект, 2003. – 648 с.
2. Дахин, В.Н. Государство и маргинальность // Свободная мысль. 1997. – № 4. – С. 15-19.
3. Дзюбка, И.С. Политология. Учебник для ВУЗов / И.С. Дзюбка. – К. «Высшая школа», 2001 – 200 с.
4. Замалеев, А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов / А.Ф. Замалеев – М.: Наука, 2000 – 191 с.
5. Карпикова, И.И. Экономическая маргинализация и формирование трудового потенциала // Человек и труд. – 2002. – № 2 – С. 9-17.
6. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. – М.: Дашков и Ко., 2005. – 236 с.
7. Пугачев, В.П. Введение в политологию./В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 477 с.