Основы социально-гуманитарных наук
МКП (Минский колледж предпринимательства)
Контрольная
на тему: «Основы социально-гуманитарных наук»
по дисциплине: «Основы социально-гуманитарных наук»
2021
15.00 BYN
Основы социально-гуманитарных наук
Тип работы: Контрольная
Дисциплина: Основы социально-гуманитарных наук
Вариант: 2
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 8.
Поделиться
1. Источники и предпосылки становления философии
2. Социальная структура общества
3. Глобальные проблемы современности и стратегия их решения
Список литературы
1. Источники и предпосылки становления философии
Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир – живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя – следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым-четвертым тысячелетиями до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствии того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире. Родоначальники философского мышления появились в древнейших человеческих цивилизациях – Египте, Шумерах, Вавилоне, свидетельством чему являются многочисленные исторические памятники, к сожалению, только косвенные. Письменных свидетельств деятельности мыслителей этих цивилизаций до нас не дошло [1, c. 29].
Известные нам наиболее древнейшие сочинения, в которых формулируются философские идеи, появились во втором тысячелетии до нашей эры в древней Индии, Древнем Китае и несколько столетий спустя в Древней Греции.
Как правило, это были литературные памятники, в которых в мифологической форме высказывались наивные идеи об окружающем человека мире и делались робкие попытки его осмысления. Древнейшие человеческие цивилизации, по сути, не имели прочных связей и не оказывали взаимного влияния, что предполагает их изолированность друг от друга, а следовательно, в философском плане они развивались вполне самостоятельно. Известные в наше время источники свидетельствуют, что наибольшего успеха философия достигла в Древней Греции, и именно греческая культура оказала в последующем преобладающее воздействие на развитие человеческого общества. В немалой степени этому способствовали дошедшие до нас в немалом количестве сочинения древнегреческих мыслителей, поставленные в них проблемы, и высокий уровень их философского анализа.
Понятие философия в буквальном смысле означает любовь к мудрости. Оно возникло в Древней Греции много десятилетий спустя после появления философствующих людей. Кстати, подобное характерно для любой формы человеческой деятельности. Сначала зарождается явление, какое-то время уходит на его развитие и становление и лишь затем для его обозначения находится адекватное понятие. Традиционно принято считать, по крайней мере в отечественной историко-философской литературе, что понятие философия впервые использовал Пифагор. Другие античные авторы полагают, что приоритет принадлежит Гераклиту.
Исторически предмет философии изменялся, что обусловливалось общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, в том числе философских знаний. В настоящее время философия – это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления [2, c. 92].
2. Социальная структура общества
Общество является сложной социальной системой, структурно организованной целостностью, которую образуют разные элементы, компоненты. В свою очередь они также имеют определенный уровень организованности и упорядоченности собственной структуры. Это дает основания утверждать, что социальная структура общества является комплексным, многомерным образованием.
Социальная структура общества является базисной при изучении всех процессов и явлений в общественной жизнедеятельности, так как изменения социальной структуры является основным показателем изменения социальной системы общества [2, c. 39].
Выделяют два основных уровня структурной организации: 1) микроструктуру, 2) макроструктуру. Микроструктура означает устойчивые связи в малых группах (трудовой коллектив, студенческая группа и т.д.). Элементами структурного анализа при этом выступают индивиды, социальные роли, статусы, групповые нормы и ценности. Микроструктура существенно влияет на процессы социальной жизни, такие как социализация, формирование общественной мысли.
Социальная структура – упорядоченная совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, институтов, объединеных связями и отношениями, отличающихся между собой положением в экономической, политической, духовной сферах их жизнедеятельности.
Другими словами, это внутреннее устройство общества, которое состоит из упорядоченных элементов, взаимосвязанных между собой: индивидов, социальных групп, социальных слоев, классов, сословий, социальных общностей (социально-этнических, социально-профессиональных, социально-демографических, социально-территориальных).
Социальная структура имеет определенные особенности:
1) устойчивость связи между какими-либо элементами общества, т.е. устойчивые взаимозависимости, корреляции;
2) регулярность, стабильность и повторяемость этих взаимодействий;
3) наличие уровней либо «этажей» соответственно значимости элементов, которые входят в структуру;
4) регулирующий, инициированный и динамический контроль над поведением элементов, включающий различные нормы и санкции, принятые в данном обществе.
Социальная структура имеет «горизонтальную проекцию» и «вертикальную проекцию» - иерархичноорганизованная совокупность статусов, групп, классов, прослоек и т.д.
3. Глобальные проблемы современности и стратегия их решения
Современная планетарная цивилизация характеризуется как динамичное, многообразное и противоречивое социальное образование. Мы вступаем в многомерный мир. Сегодня оформилось мнение, что наша цивилизация находится на переломном этапе. XXI век, как полагают ученые, несет в себе противоречивые возможности: как взлета, так и упадка.
Многие авторитетные международные общественные организации, известные ученые пытаются классифицировать эти проблемы применительно к современному этапу человеческой истории. Так, М. Месарович – видный деятель Римского клуба – международной общественной организации, занимающейся анализом и разработкой прогнозов будущего, выделил 5 следующих наиболее значимых для решения мировым сообществом проблем современного мира:
- снижение роста численности населения Земли;
- сокращение использования не возобновляемых ресурсов;
- уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды;
- уменьшение неравенства;
- устранение голода и бедности.
При этом отмечено, что важно не просто констатировать и описывать эти проблемы, а давать ответы, как их решать, какие средства для этого нужно использовать. По мнению М. Месаровича, главное не в том, снижать ли рост численности населения, а в том, как это сделать; вопрос не в том, использовать ли в дальнейшем ископаемое горючее, а в том, чем и как его заменить. Проблемы современного мира, названные М. Месаровичем, несомненно, выступают глобальными, так как они касаются каждого ныне живущего человека, всего сообщества людей, пусть и в разной степени [1, c. 33].
Свой список проблем, которые угрожают гибелью всему человечеству, если немедленно не будут решаться, называет нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезначимых процессов-проблем. Перечисляя эти процессы-проблемы современного человечества, обратим внимание прежде всего на то, что все они К. Лоренцом называются «смертными грехами» нашей цивилизации. Это весьма показательно. По мысли К. Лоренца, именно эти грехи как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться.
В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Однако данная комплексность различна в зависимости от того, в какой сфере существует та или иная глобальная проблема. Обычно их делят на три основные группы:
Во-первых, проблемы интерсоциальные, то есть та совокупность проблем, которая возникает в мировом человеческом сообществе между различными социальными организмами (континентами, регионами, группами стран, отдельными странами) на основании их экономических, политических, идеологических и иных противоречий. К такого рода проблемам несомненно относятся угроза термоядерной войны, военные конфликты, политическое насилие, международный терроризм и т. п.
1 Калмыков, В.Н. Основы философии / В.Н. Калмыков. - Минск: Вышэйшая школа, 2019.- 541 с.
2 Кравченко, А.И. Основы социологии/А.И. Кравченко. - М.,2020. – 432 с.
3 Яскевич, Я.С. Философия в вопросах и ответах / Я.С.Яскевич.- Минск, 2020.- 246 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 8.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты