ВВЕДЕНИЕ
1. Психология управленческих функций: психология планирования и прогнозирования в управлении
2. Психология управленческих функций: психология организации и координации в управлении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Функции управления – это особый тип управленческой деятельности, осуществляемый особыми методами и приемы, а также соответствующая организация работы.
Для осуществления относительно простой работы следует выявить заранее, что должно быть сделано в конце, как организовать мероприятие, мотивировать и контролировать его реализацию. Это и есть функция управления. Хотя технология управления со временем улучшилась, основные управленческие функции остались относительно неизменными.
Каждая управляющая функция является областью конкретного процесса управления, а управленческая система для конкретного объекта или деятельности представляет собой набор функций, связанных одним циклом управления. В этом и заключается суть технологического подхода к изучению управленческих функций. Анри Файоль выделил пять основных функций или компонентов процесса управления, а именно предвидение, организация, управление, координация, контроль.
Но очень часто они говорят о планировании и прогнозировании, организации и координации в управлении.
Цель работы – изучить психологию управленческих функций: психология планирования и прогнозирования в управлении; психология организации и координации в управлении.
1. Психология управленческих функций: психология планирования и прогнозирования в управлении
Главные управленческие функции характеризуются полнотой содержания, стабильностью структуры, согласованностью и универсальностью использования в различных областях. Их специфика заключается в том, что каждая главная управленческая функция является отдельным процессом управления для разработки методов активации и средств воздействия на персонал и их деятельности для достижения обобщенных итогов социально-экономической системы. Функции представляют интерес, потому что систематически они могут дать полную картину процессов мотивации и взаимодействия от возникновения идей до их претворения в жизни, оценки итогов и возникновение последствий. Главные функции описывают влияние, что обусловливает его главные средства, реализация которых обеспечивает желаемый результат [1, 29].
Функция планирования в управлении состоит в том, чтобы обеспечить ясность ожиданий от конкретных людей и тем самым создать предпосылки для успешности совместных усилий людей и облегчить достижение целей и задач предприятия. На современном этапе психологической проблемой планирования является изменение стереотипов в подходах к планированию, смена установки государственных планов на стратегическое сценарное планирование. Среди психологических аспектов планирования выделяют несколько групп факторов, определяющих особенности реализации этой деятельности. К первой группе относятся различные по типологии задачи, решаемые руководителем в процессе составления и реализации планов. Вторая группа факторов связана с особенностями механизмов, детерминирующих процессы выработки планов. Третья группа факторов касается смыслообразования в деятельности руководителя (механизмов формирования личностного смысла в деятельности руководителя в зависимости от особенностей спектра его интересов).
2. Психология управленческих функций: психология организации и координации в управлении
Организация как функция менеджмента включает управленческую, исполнительную и оперативную деятельность. Для того чтобы планы, цели и задачи выполнялись, в организации необходимо сформировать управляющую и управляемую подсистемы, установить рациональные связи между ними, определить направление информационных потоков, определить режим работы сотрудников, выработать принципы организации, подготовить и внедрить в систему должностные инструкции. Важной частью этого вида деятельности является разработка организационной структуры управления фирмы [6, 253].
Организация как функция управления предполагает обеспечение совместной эффективной работы людей для достижения целей фирмы. Организация предусматривает наличие полномочий и ответственности, а также возможность делегировать полномочия. Полномочия — право менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных ее сотрудников на выполнение тех или иных задач. Ответственность — обязательство выполнить поставленные задачи и нести наказание за их неправильное решение. Делегирование означает передачу полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не конкретному человеку [2, 182].
Организация как основная функция управления – это вид человеческой деятельности для достижения целей. При реализации этой функции они работают с такими категориями, как процесс, система, связь, организационные и стабилизационные методы, а также организационные и административные средства. Организация как функция управления формирует объект, улучшает его, развивает режимы работы, создает механизмы адаптации при изменении внешних и внутренних отношений в системе управления. Таким образом, организация управления – формирование условий стабильности и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов [1, 156].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Функции управления можно охарактеризовать как совокупность взаимосвязанных организационных влияний объекта управления, которые направлены на определенную область деятельности объекта управления и вместе достигают цели системы управления.
Сегодня не существует общепринятой системы классификаций управленческих функций. Однако теория управления часто использует основные функции, присущие любой организации любой формы: планирование и прогнозирование, организация и координация в управлении.
Планирование в качестве главной управленческой функции – это деятельность по формированию средств влияния, обеспечивающая одинаковую ориентацию усилий членов компании для достижения целей компании. Планирование, будучи процессом управления, подразумевает разработку и внедрение таких инструментов, как концепция, прогноз, программа, план. Все средства воздействия имеют свою специфику и условия применения.
Прогнозирование — это процесс выявления и изучения тенденций развития объекта, поиск оптимальных путей достижения целей такого развития, а также оценка его возможных вариантов и последствий тех или иных решений.
Организация управления – формирование условий стабильности и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.
Координация в качестве основной функции управления заключается в координации и упорядочении людей, объединенных общей целью и совместной деятельностью в промышленных и экономических организациях.
1. Алексеева, М. М. Планирование деятельности фирмы/ М. М. Алексеева. – М. : Финансы и статистка, 2017. – 345 с.
2. Володько, В.Ф. Психология управления: учебно-метод. пособие. В 2-х томах / В.Ф. Володько. – Минск: Технич. литература, 2012. – Том I: Психология объекта и субъекта управления. – 428 с.
3. Ванштейн, Л.А. Психология управления: курс лекций / Л.А. Ванштейн. – Минск: БГУ, 2007. – 207 с.
4. Руденко, А. И. Экономика предприятия : учебник для экономических вузов / под ред. А. И. Руденко. – 2-е изд., пераб. и доп. – Минск : БГЭУ, 2016. – 475 с.
5. Трусь, А.А. Психология управления: Учебное пособие / А.А. Трусь – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 317 с.
6. Фалько, С.Г. Экономика предприятия: Учебник для вузов / под ред С.Г. Фалько. – М.: Дрофа, 2018. – 368 с.