Урок 4
Экология как наука возникла в связи с влиянием человека на природу, и из биологической науки стала социальной.
Конфликт между человеком и природой обострился в связи с развитием научно-технического прогресса. В наши дни угроза для окружающей среды приняла глобальный характер.
Урок 5
Демография – это наука о населении и закономерности его развития.
На демографическую ситуацию в стране влияют три фактора: рождаемость, смертность, миграция.
Урок 6
Сущность глобализации состоит в формировании единства экономического, финансового и информационного пространства на базе новых компьютерных технологий. Это высшая степень интеграции.
Глобализация – это стихийный процесс, связанный с развитием технологий, ускоряемый человеком.
Одна из опасностей глобализации – это унификация. Другая опасность – экономическая.
Урок 7
Антиглобалисты выступают с программой иного возможного способа интеграции экономик и культур.
Глобализация – это естественный процесс интеграции, противиться которому невозможно. Однако интегрироваться можно по-разному. Блок НАТО диктует свою политику, где и как применять силу, а есть и другая, социал-демократическая модель.
Нередко происходят столкновения антиглобалистов с полицией, которые показывают по телевидению. Это происходит от невозможности добиться прямого диалога с лидерами большой восьмерки, ВТО и МВФ. На форумах антиглобалистов обсуждаются иные способы интеграции.
Урок 8
Социальное неравенство, разделение людей на богатых и бедных, во всех странах связано с рыночной экономикой.
Социальное неравенство в России становится все более ярко выраженным. Доходы населения в целом растут, однако разница в доходах богатых и бедных продолжает увеличиваться.
Высокие цены на природные ресурсы (нефть, газ, металлы) помогли России подняться на третью строчку миллиардеров.
Огромная разница в доходах богатых и бедных говорит о серьезных проблемах в экономике страны и представляет политическую угрозу.
Урок 12
Наука возникла в древнейших цивилизациях и была неразрывно связана с культурой.
Наука может оказывать двойственно влиять на культуру, как позитивно, так и негативно.
Остановить прогресс науки невозможно, однако наука и мораль в современном обществе часто вступают в конфликт. Многие считают, что научно-технический прогресс становится агрессивным, что ведет к разрыву с культурой и цивилизацией.
Урок 13
Культура представляет собой единство противоположных тенденций. Основное ядро культуры оставалось неизменным, передаваясь от поколения к поколению.
Моделью классической культуры является университет. Консервативность и элитарность характерна для классической культуры.
«Диалог культур» - это познание чужой культуры через свою. Сопоставляя культуры, человек осознает ценность своей.
Суперкультура поглощает разнообразие национальных культур.
Новые культурные ценности утверждаются через крику старых. На современную культуру большое влияние оказывает научно-технический прогресс. «Новое» не успевает приспособиться к традиционному.
Урок 14
Досуг – это свободное от работы время, которое люди посвящают своим любимым увлечениям.
Человек проводит свободное время в соответствии со своими интересами и финансовыми возможностями. Полноценный досуг дает человеку широкие возможности для восстановления сил и расширение спектра саморазвития.
На основании исследования ученые выявили три типа проведения досуга россиян: простой, традиционный, активный. Важнейший фактор выбора досуга – уровень жизни людей.