Задание 1 Цикл менеджмента. Характеристика функций менеджмента, составляющих цикл менеджмента.
Задание 2 Коммуникативность и общение.
Задание 3 На основании исследований отделом маркетинга была отмечена хорошая работа отдела главного бухгалтера, отдела экономистов и других отделов. Заместителю директора было поручено составить приказ о поощрении лучших работников. Какая функция управления осуществляется в данном случае? Почему современный менеджмент уделяет ей так много внимания? Что такое функции менеджмента? Дайте характеристику.
Задание 1 Цикл менеджмента. Характеристика функций менеджмента, составляющих цикл менеджмента
Рассмотрение менеджмента как совокупности и процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.
Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.
Функциями управления называют управленческие действия, направленные на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения целей организации [4, с. 68].
Функции управления делятся на две большие группы, позже получившие название общих (основных) и специальных (специфических) [1, с. 52].
Общие функции дают временную характеристику процесса управления. Весь процесс управления представляется как последовательная цепь, циклически повторяющихся общих функций: планирования, организации, мотивации и контроля [4, с. 68].
Общие функции объединяют в следующие группы: планирование, организация, оперативное управление, мотивация, контроль.
Функция планирования. Она предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это определение того, что требуется и как этого добиться [4, с. 68].
Функция организации. Она состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определение порядка и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей [4, с. 68].
Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивированно. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Во всех случаях следует искать мотив поведения [4, с. 68].
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации [4, с. 68].
Функция контроля. Итак, составлен план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, – это контроль. Контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными [4, с. 69].
Указанные общие функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Взаимосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рисунок 1) [4, с. 69].
[...]
Задание 2 Коммуникативность и общение
Управление предприятием не может эффективно проводиться без достаточной оперативной, надежной, своевременной и достоверной информации. Информация является основой управленческого процесса, и от того, насколько она совершенна, во многом зависит качество управления предприятием. Информационная деятельность менеджера требует от него четкой организации процесса сбора, анализа и обработки информации, причем он должен уметь определять важность или второстепенность поступающей информации. Опытный менеджер также должен уметь упорядочивать коммуникации и обмен информацией в рамках предприятия и фирмы.
Коммуникация (лат. communicatio, от communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – 1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно–трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем) [6, с. 295].
Невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить достижение целей организации, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют ни работать вместе, ни формулировать цели, ни достигать их.
Коммуникативность – это способность к общению. В менеджменте одним из главных элементов является общение [3, с. 184].
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение – важнейшая форма взаимодействия людей, наиболее существенное человеческое качество. Это процесс передачи идей, мыслей, чувств, доведение их до понимания другими людьми.
Менеджмент – та сфера человеческой деятельности, где общение играет определяющую роль. Некоторые группы менеджеров расходуют на общение до 80% своего времени [2, с. 226]. От того, насколько грамотно построено общение, зависят результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, сотрудниками, морально-психологический климат в организации.
Общение имеет три стороны проявления [3, с. 1854]:
Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.
Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений.
Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов.
[...]
Задание 3
На основании исследований отделом маркетинга была отмечена хорошая работа отдела главного бухгалтера, отдела экономистов и других отделов. Заместителю директора было поручено составить приказ о поощрении лучших работников.
Какая функция управления осуществляется в данном случае? Почему современный менеджмент уделяет ей так много внимания? Что такое функции менеджмента? Дайте характеристику.
Решение:
В данном случае осуществляется функция мотивации, которая заключается, в том числе в денежном поощрении лучших работников за выполненную работу.
Данная функция особенно важна в современном в мире, поскольку не всегда денежное вознаграждение является стимулом для сотрудника лучше выполнять работу. Исследования психологов показывают, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к деятельности, является продуктом сложного взаимодействия многих потребностей. Общественный и научно-технический прогресс ведут к повышению материального благосостояния, и по мере улучшения жизни, повышения культурного уровня среднестатистического человека деньги все реже стимулируют людей трудиться усерднее.
[...]
1. Виханский, О. С. Менеджмент : учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М. : Магистр, 2020. – 576 с.
2. Гайнутдинов, Э. М. Основы менеджмента : учебно-методическое пособие / Э. М. Гайнутдинов [и др.]. – Минск : БНТУ, 2019. – 256 с.
3. Горфинкель, В. Я. Современный менеджмент : учеб. / М. М. Максимцов, В. Я. Горфинкель. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 299 с.
4. Гречишкина, Е.А. Теоретические основы менеджмента: учебно-методический комплекс / Е.А. Гречишкина, А.В. Онищук. – Пинск : Полесский государственный университет, 2022. – 305 с.
5. Павлова, И.О. Основы менеджмента: учебное пособие / И.О. Павлова, М.А. Скороход. – Самара: Издательство Самарского университета, 2021. – 80 с.
6. Основы менеджмента: учеб. пособие/ Н.И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2019. – 336 c