ВВЕДЕНИЕ
1. Общество как социальная система
2. Признаки социальной зрелости и критерии успешной и неуспешной социализации
3. Общая характеристика демократического режима
4. История появления референдума
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Понимание общества как системы прошло длительную эволюцию от классической социологии эпохи Э. Дюркгейма и К. Маркса до современных работ по теории сложных систем. У Э. Дюркгейма развитие социального порядка ассоциируется с усложнением общества. Особая роль в понимании проблемы социальных систем принадлежит работа Т. Парсонса «Социальная система» (1951). Общество с точки зрения системного подхода социологической мысли может рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем. Система, в том числе и социальная, это явление, выделенное относительно своей среды, состоящее из взаимосвязанных частей, обладающих интегральными свойствами. В любой системе выделяют структуру – относительно устойчивую связь элементов в системе, отношения между системой как целым и ее частями, а также функцию – роль, которую выполняет элемент, тот вклад, который вносит конкретная деятельность в общую деятельность.
1. Общество как социальная система
В социологии понятием «система» определяется упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Такое единство способно к взаимодействию с внешними условиями с целью изменять свою структуру. Социальная структура – это сложное взаиморасположение устойчиво связанных элементов в социальной системе.
Понятие «общество» в современной литературе употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимается группа людей (организаций), объединенных по каким–либо признакам (интересам, потребностям, ценностям). В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, государства [1, с 140].
2. Признаки социальной зрелости и критерии успешной и неуспешной социализации
Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует глубокое понимание жизни и самого себя. Результатом данного процесса является социальная зрелость. Каждый из жизненных этапов фиксирует определенный уровень достижений в аспекте развития человека.
Социальная зрелость – социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности.
Социальная зрелость рассматривается как устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью поведения во всех сферах жизнедеятельности. Зрелая личность – это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать людей и себя [3, с 258].
3. Общая характеристика демократического режима
Понятие «демократия» (от греч. demos – народ и kratos – власть) буквально означает власть народа. Демократия – это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и утверждение прав и свобод человека и гражданина. Со времен Аристотеля демократия рассматривается прежде всего как форма правления, режим, при котором утверждается суверенность народа и при котором управляют от его имени. Идеи к демократическому способу правления восходят, по мнению Р. Даля, из «логики равенства», когда члены сообщества стремятся вырабатывать решения совместно [11, с. 125].
Современное теоретическое осмысление демократии связано с именами Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.–Ж. Руссо, А. Токвиля, Дж. Мэдисона, Т. Джефферсона и других мыслителей XVII–XIX вв.
Демократический режим характеризуется следующими чертами [4, с. 184].
4. История появления референдума
Референдум (от лат. referendum буквально: то, что должно быть сообщено) – это голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение [6, с. 59].
Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.
Родиной референдума считается Швейцария, где такая форма волеизъявления народа практикуется с XV в.
История конституционных референдумов насчитывает почти два столетия. В 1799 году посредством «народного голосования» (по французской терминологии – плебисцит) была утверждена Конституция VIII года, оформившая переворот 18 брюмера. В том же порядке были утверждены основные принципы конституции 1852 года, которая институализировала государственный переворот Луи Бонапарта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество как социальная система включает в себя: социальные группы (которые строятся на основе социальных отношений); социальные институты (включающие институциональные связи); система социального контроля (как способ регуляции); социальные организации (включающие организационные связи). Основными признаками такого общества являются: общая территория; социальная структура; автономность и самодостаточность; социокультурное единство. Главными чертами любой системы являются целостность и интеграция всех элементов ее структуры. Общество как система представляет собой совокупность экономической, социальной, политической и идеологической сфер общественной жизни.
1. Бабосов Е.М. Социология: учебник. – Мн: ТетраСистемс, 2011. – 288
2. Бутырина М.В. Политология: учебно–метод. пособие. – Иваново, 2007. – 252 с.
3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов / Под. ред. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2002. – 432 с.
4. Зинчина А.Б., Климов А.В., Крюкова А.В. Краткий курс лекций по политологии. – М.: Академия, 2010. – 420 с.
5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
6. Мальцев В. А.. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебно–методич. пособие. – Воронеж: ВГУ, 1999 – 384 с.
7. Мельник В.А. Политология: учебник. – Мн: Выш. шк., 2008. – 543 с.
8. Орлова В.В. Социальная зрелость молодежи: социально–психологический аспект // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2009. – № 5. – С.124–125.
9. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль. – 1996.– № 14. – С. 112–116.
10. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
11. Теория политики: учебное пособие / Под ред. Б.А. Исаева. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
12. Фролов С.С. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 428 с.