Введение
1.Философия всеединства В. Соловьева
2. Русский космизм
3. Религиозные мотивы русской философии
4. Философская мысль Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Введение
Философия как особый способ духовного освоения мира есть явление одновременно и всемирное, и национальное. Действительно, вырастая на почве конкретной культуры, выражая себя на определенном языке, философия несет в себе не только общечеловеческое, но специфически национальное содержание. Поэтому вполне справедливо говорить о своеобразии каждой национальной философии. Есть свой самобытный облик и у русской философии, развивающейся на протяжении тысячи лет на просторах нашей Родины.
1. Философия всеединства В. Соловьева
Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) является одним из наиболее влиятельных философов своего времени. В учении Соловьева ключевую роль играет стремление к целостному синтезу философии, теологии и положительной науки. Главное влияние на творчество Соловьева оказал Шеллинг. Как и Шеллинг, Соловьев называет свое учение философией «всеединства» [7, с.86].
В одной из своих первых публичных лекций “Исторические дела философии” Соловьев назвал первоначальной философской интуицией провозглашение “нового, неслыханного слова: все есть одно”. Следовательно, обособившееся, разделившееся множество явленностей этого мира социальности есть проявление единой сущности. “Все есть одно – это было первым словом философии, и этим словом впервые возвещались человеку его свобода и братское единение”.
2. Русский космизм
Русский космизм – учение о неразрывном единстве человека, Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса [6, с.57].
Идея космического предназначения человека возникла на Западе, однако наибольшее и яркое свое проявление получила только в русской философии. Повышенный интерес русских мыслителей к космической проблематике объясняется особенностями развития русской философии второй половины XIX – начала XX веков, стремившейся представить человека не атомарным существом социума, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и, вместе с тем, неразрывно связанной со всеобщим.
3. Религиозные мотивы русской философии
В русской религиозной философии можно выделить три основных направления: ортодоксальное (К.Н. Леонтьев, Н.Ф. Федоров), демократическое (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой), Либеральное (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский).
Изучение трудов русских религиозных философов раскрывает их общее свойство: за разнообразными явлениями и событиями общественной жизни они обнаруживают внутренний духовный смысл, что дает возможность дальнейшего глубинного анализа социальных явлений и выявления на этой основе их духовных потенций. В этом суть подхода русских религиозных философов к социальной жизни.
4. Философская мысль Беларуси
Важнейшим компонентом любой национальной культуры является философия. В Беларуси она имеет глубокие корни и на протяжении всей многовековой истории страны выступает в качестве фундаментальной интегративной основы белорусской культуры в целом [5, с.2].
Философская мысль в Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие философской мысли в Беларуси всегда оказывала ее включенность в более широкие культурные целостности, а также ситуация социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком.
Заключение
Русская философия — феномен мировой философской мысли. В то же время ее отличает особая глубина, самобытность и своеобразный круг исследуемых проблем.
Отличительные особенности классической русской философии — ее принципиальная ориентация на проблемы этико-антропологической направленности и стремление к обоснованию синтетических форм миросозерцания. Эти черты получили яркое воплощение в «философии положительного всеединства» В. С. Соловьева, создавшего софиологическую модель исторического процесса как закономерного движения человеческого общества к состоянию внутренней целостности и единства с природой.
1. Белимов Г.С. Проявления иных миров в земных феноменах. – Волгоград.: Изд-во ВолГУ, 1999. – 212 с.
2. Булгаков С.Н. Христианская социология / Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. В 2-х тт. М.: Наука, 1997. Т. 2.
3. Зеленков А.И. “Философия” для студентов естественнонаучных факультетов БГУ: электронный конспект лекций/ Под ред. А.И. Зеленкова. – Минск, 2004. – 91 с.
4. Кириленко Г.Г. Философия: справочник студента/ Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ. 2003. – 627 с.
5. Козел А.А. Философская мысль Беларуси: учебное пособие/ А.А. Козел. – Минск: Амалфея, 2004.-352 с.
6. Коробкова Ю.Е. Философия: конспект лекций. – М.: МИЭМП, 2005 – 118 с.
7. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.-2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004. – 511 с.
8. Малыхина Г.И. Национальное самосознание и философия Беларуси: учеб.-метод.пособие / Под ред. Г.И. Малыхиной и В.И.Миськевича. - Минск: БГУИР, 2012. - 170 с
9. Тимошин Н.И. Философия: Учеб. пособие/ Н.И.Тимошин. – Самара: Самар. гос. Акад. культуры и искусств, 2004. - 443 с.