1. Составить практические и лабораторные занятия
Занятие 1 Тема: Характеристика афазии
1. Составить речевой статус на лицо с афазией
Цель: актуализировать и расширять теоретические знания студентов о характеристике речевых и неречевых проявлений в структуре нарушения при афазии; формировать умения студентов анализировать и различать симптоматику различных форм афазии, составлять и обосновывать заключение о речевом статусе лица с афазией, анализировать образцы речи лиц с афазией.
После проведенного обследования логопед пишет заключение о речевом статусе больного, которое составляется по следующему плану:
- эмоционально-волевые черты больного, контактность, сохранность личности, ориентированность его в месте и времени, отношение к своему речевому дефекту, наличие левшества у больного и членов семьи.
Занятие 2 Тема: Восстановительное обучение при афазии
2.1. На основе ознакомления со статьей Е.П. Марковской выделить основные положения, отражающие содержание восстановительного обучения при афазии в острый и резидуальный периоды
Задачи восстановительного обучения при афазии в острый и резидуальный периоды:
- восстановление речи;
- социальная реадаптация.
Содержание восстановительного обучения:
1. В остром и раннем периоде.
Условия: относительно пассивное участие больного в процессе восстановления речи.
Содержание деятельности:
- установление контакта с больным, в нейропсихологическом обследовании, направленном на выявление его речевых, интеллектуальных возможностей, остаточных возможностей высших психических функций.
Занятие 3 Тема: Дислексия, дисграфия, характеристика форм.
3.1 Подготовить образец чтения младшего школьника с дислексией (форма дислексии на выбор)
Цели: актуализировать и расширять теоретические знания студентов о симптоматике форм дислексии и дисграфии; формировать умения студентов дифференцировать формы дислексии, дисграфии, определять формы дислексии и дисграфии по результатам анализа образцов чтения и письменных работ младших школьников с нарушениями письменной речи.
Возраст ребенка – 7 лет.
Форма дислексии – нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно.
Занятие 4 Тема: Методика логопедической работы при дислексии и дисграфии.
4.1 Составить перспективный план работы с младшим школьником с дислексией (возраст ребенка и форма дислексии на выбор)
Цели: актуализировать и расширять теоретические знания студентов об особенностях логопедической работы при дислексии и дисграфии; формировать умения студентов составлять и анализировать конспект фронтального логопедического занятия со школьниками с дисграфией, планировать логопедическую работу со школьниками с нарушениями процессов чтения и письма.
Возраст ребенка – 6 лет.
Форма дислексии – мнестическая.
Перспективный план работы по профилактике дислексии на уровне буквы, слога, слова и предложения.
План рассчитан на 2 года работы (дети с дислексией) и на 1 год для детей с более легкими речевыми нарушениями. Последовательность знакомства с согласными буквами изменяется в зависимости от контингента детей.
Лабораторные занятия Тема: Методика логопедической работы при дислексии и дисграфии
1. Подготовить схему анализа фронтального логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников
Цели: актуализировать теоретические знания студентов об особенностях логопедической работы с младшими школьниками с нарушениями письменной речи; формировать умения студентов анализировать наблюдаемые логопедические занятия с младшими школьниками с дисграфией и дислексией, вести педагогическую документацию (конспект занятия), отбирать и демонстрировать приемы коррекции нарушений процессов письма и чтения у младших школьников.
Тема: «Дифференциация гласных У–Ю, служащих для обозначения твердости и мягкости согласных».
Форма организации занятия – фронтальная.
Занятие проводилось с учащимися 2 класса с нарушением чтения и письма, обусловленным ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).