Тема 1. Нарушения темпа речи
1. Темпо-ритмическая организация устной речи, ее становление в онтогенезе и учет в логопедической работе
2. Дифференциально-диагностические критерии баттаризма, полтерна
3. Психолого-педагогические критерии выявления клаттеринга у школьников (Ю.О. Филатова)
4. Дискуссионные и нерешенные вопросы
Тема 2. Заикание
1. Краткие сведения из истории изучения
2. Анализ основных теорий заикания
3. Эволюционное и симптоматическое заикание
4. Особенности течения заикания в разные возрастные периоды, динамика речевых и личностных особенностей, периодичность проявления заикания, рецидивы
5. Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных запинок
6. Дифференциальные признаки невротической и неврозоподобной форм заикания
7. Дифференциальная диагностика заикания и других форм нарушений речи; сочетание заикания с другими видами речевых нарушений
8. Прогноз: условия, определяющие прогноз
9. Система профилактики заикания: первичная, вторичная и третичная профилактика. Предупреждение возникновения заикания
10. Группы риска детей с фактором риска по заиканию
11. Особенности общего и речевого режима в профилактике заикания
12. Предупреждение нервно-психических нарушений, хронификации и рецидивов заикания
13. Предупреждение нарушений социальной адаптации лиц с заиканием
14. Инструментальные методы: технические средства обучения плавной речи, дифференцированный логопедический массаж
15 Воспитание плавной речи детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности; логоритмических занятиях
16. Особенности организации обучения и воспитания дошкольников с заиканием. Программа работы с детьми дошкольного возраста с заиканием в условиях дошкольного учреждения
17. Возможности использования технических средств, психогимнастики при устранении заикания у дошкольников
18. Работа учителя-логопеда с семьей ребенка с заиканием
19. Эффективность устранения заикания у детей дошкольного возраста
20. Структура логопедических занятий со школьниками с заиканием
21. Эффективность устранения заикания у детей младшего школьного возраста
22. Дискуссионные и нерешенные вопросы в проблеме заикания, перспективы дальнейшего его изучения
Тема 3. Алалия
1. Краткие сведения из истории изучения алалии
2. Понятие о локализации и динамической констелляции речевой функции в коре головного мозга
3. Дискуссионные вопросы в проблеме алалии
4. Течение алалии
5. Специфические закономерности генезиса языка детей с моторной (экспрессивной) алалией. Проявления задержки темпов формирования языковых единиц
6. Динамика развития функций и средств речи при алалии
7. Специфика формирования коммуникативной функции речи при моторной алалии
8. Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка и его учет в логопедической работе
9. Дифференциальная диагностика: отличие моторной алалии от интеллектуальной недостаточности, задержки психического развития, раннего детского аутизма; от иных форм речевых расстройств (задержки речевого развития, афазии, дизартрии); отличие разных форм алалии друг от друга
10. Значение динамического изучения. Прогноз
11. Формирование разных аспектов коммуникации на основе предметно-практической деятельности при моторной алалии
12. Использование знаково-символической деятельности при формировании речи у детей с алалией
13. Выработка лексической системности, грамматических обобщений и противопоставлений у детей с алалией
14. Развитие высших психических функций при моторной алалии
15. Профилактика: предупреждение возникновения алалии
16. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и снижения слуха, интеллектуальной недостаточности, сенсорной и моторной алалии
17. Прогноз сенсорной алалии
18. Приемы активизации интереса к неречевым и речевым звукам окружающей среды, развития внимания к речи окружающих и контроля за своей речью при сенсорной алалии
19. Воспитание различных форм и функций речи в процессе предметно-практической деятельности при сенсорной алалии
20 . Структура логопедических занятий при сенсорной алалии