1. Дать комментарий каждому суждению (раскрыть сущность сказанного, в какую эпоху суждение могло иметь место быть, в чем плюсы и минусы). Какое из суждений наиболее полно и объективно выражает сущность сознания.
2. Дайте философский анализ текста
3. В какой степени являются истинными следующие суждения? Прокомментируйте каждое из суждений. Выделите правильное и объясните, почему оно правильное.
4. Что общего между понятиями «сознание», «знание», «познание» и в чем их специфика? В чем сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»?
5. Исходя из основных функций практики, проанализируйте проблемные ситуации
6. На лекции по философии преподавателю был задан вопрос: «Так кто же человек: субъект или продукт человеческой деятельности?» Какие варианты ответа можно встретить в философии разных школ? Как бы Вы развернуто ответили на этот вопрос студента?
7. Сделайте подборку определений понятия «общество», относящиеся к разным направлениям философии (направления указать). Выделите из них одно, наиболее ёмко выражающее сущность и природу общества. Проанализируйте его
1. Дать комментарий каждому суждению (раскрыть сущность сказанного, в какую эпоху суждение могло иметь место быть, в чем плюсы и минусы). Какое из суждений наиболее полно и объективно выражает сущность сознания.
Сознание – это:
а) «такая же функция мозга, как и моча – функция почек»
Сознание рассматривается грубо, упрощенно, вульгарно. Такое отношение характерно для вульгарного материализма – название, под которым известно философское течение в рамках материализма середины XIX в.
2. Дайте философский анализ текста
а) «Если наступит момент, когда движение утратит способность превращаться в различные формы, значит, был момент, когда оно эту способность приобрело».
Высказывание характерно для диалектико-материалистической направленности. Высказывание принадлежит одному из основоположников марксизма Ф. Энгельсу.
Материали́зм (лат. materialis – вещественный) – философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) – вторичным (результатом, следствием).
3. В какой степени являются истинными следующие суждения? Прокомментируйте каждое из суждений. Выделите правильное и объясните, почему оно правильное.
Материя – это:
а) то же, что и реальность;
Философская категория материи, трактуемой как объективная реальность, очень долго вырастала из частных одежд естественнонаучного (физического) и обыденного понимания. Настоящий материалист - не тот, кто считает всё духовное производным и второстепенным, но тот, кто понимает, что, несмотря на неповторимость наших внутренних субъективных миров, мы все живем в мире объективной реальности и должны, следовательно, вырабатывать к ней адекватное теоретическое и практическое отношение. Таким образом, можно сказать, что данное высказывание является истинным.
4. Что общего между понятиями «сознание», «знание», «познание» и в чем их специфика? В чем сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»?
Сходные на первый взгляд понятия «знание», «познание», «сознание» несут в себе существенные смысловые различия. Так, «знание» и «познание» различаются как результат и процесс; иногда понятие «знание» употребляется в более широком смысле, в его содержание входит и характеристика результата, и путь его достижения. Определить содержание понятий «знание» и «познание» крайне сложно, это предельно широкие понятия.
5. Исходя из основных функций практики, проанализируйте проблемные ситуации.
а) Практика – основа познания, но она сама опирается на определенное знание. Как правильно совместить эти положения?
Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.п. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно "по заказу" практики.
6. На лекции по философии преподавателю был задан вопрос: «Так кто же человек: субъект или продукт человеческой деятельности?» Какие варианты ответа можно встретить в философии разных школ? Как бы Вы развернуто ответили на этот вопрос студента?
Вопрос о том, что такое человек – наиболее актуальный во всей философии. Сам человек стал размышлять о себе, кто он такой, едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, потребность раскрытия собственной тайны и составляет сущность человека
7. Сделайте подборку определений понятия «общество», относящиеся к разным направлениям философии (направления указать). Выделите из них одно, наиболее ёмко выражающее сущность и природу общества. Проанализируйте его.
ОБЩЕСТВО
В широком смысле – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.
В узком смысле – определ. этап человеч. истории (обществ.-экономич. формаций, межформационные и внутриформацнонные историч. ступени), или отдельное, индивидуальное общество (социальный организм)