1. Понятие об обществе как о системе
2. О. Конт - родоначальник социологии. Его учение о трех стадиях развития общества
Список литературы.
1. Понятие об обществе как о системе
В социологии все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, ее элементы — люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, социальными ролями, социальными функциями, которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы).
Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект — как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня и т.д.); второй — как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий — как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы [6, c.145-147].
2. О. Конт - родоначальник социологии. Его учение о трех стадиях развития общества
Основной заслугой О. Конта следует считать то, что он совершил переворот в общественных науках, определив предмет и метод социологии. Он же 1839 г. ввел и термин «социология» для обозначения новой науки об обществе. Первый крупный его труд (1830–1842) – шеститомный «Курс позитивной философии». Получив математическое и естественное образование, он считал, что наука об обществе должна быть точным знанием, опирающимся на методы естественных наук. По мнению О. Конта, необходимо отделить науку от метафизики и теологии. Истинная наука должна раз и навсегда отказаться от «вечных», неразрешимых вопросов, которые нельзя подтвердить или опровергнуть фактами. Люди не могут устанавливать законы развития природы и общества, можно лишь постичь различные взаимосвязи фактов и явлений, никогда не проникая до конца в подлинные причины их возникновения. Дело ученого – наблюдать, регистрировать и систематизировать факты и на основе проведенной систематизации выявлять определенные, существующие изначально закономерности [5, c.23-24].
1. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Минск, 2006.
2. Бабосов, Е.М. Социология личности, стратификации и управления / Е.М. Бабосов. – Минск, 2006.
3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М., 2004.
4. История социологии: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А.Н. Елсукова. – Минск, 1997.
5. Лапин, Н.И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / Н.И. Лапин. – М., 2006.
6. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. – М., 2000.
7. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. – М., 1992.
8. Ядов, В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: курс лекций / В.А. Ядов. – СПб., 2006