ВВЕДЕНИЕ
1.Развитие физической культуры Беларуси в составе ВКЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Великое княжество Литовское — восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 годна территории современной Белоруссии (полностью), Литвы (за исключением Клайпедского края), Украины (большая часть, до 1569 года), России (юго-западные земли, включая Смоленск, Брянск и Курск), Польши (Подляшье, до 1569 года), Латвии (частично; после 1561 года), Эстонии (частично; с 1561 по 1629 годы) и Молдавии (незначительная часть, до 1569 года). С 1385 года находилось в личной унии с Королевством Польским, а с 1569 года — в сеймовой Люблинской унии в составе федеративной Речи Посполитой.
1. .Развитие физической культуры Беларуси в составе ВКЛ
В период феодальных отношений в XIII вв. народная физическая культура обогатилась «колядными» и «купальскими» праздниками. Они содержали театрализованное действо, диалоги, песни, танцы и игры – «Зязюля», «Халiмон», «Бахар», «Чорт» и другие. В Полоцке, Турове и других крупнейших княжествах на территории Беларуси появились игры, связанные с трудовой деятельностью крестьян и горожан: «Кульки», «Птицелов», «Волк», «Пастух». В них кристаллизировался трудовой опыт, формировались нравственные и волевые качества. Совершенствовалась система военной подготовки молодежи и взрослых через организацию княжеских дружин [1, c.100-101].
Княжеская дружина набиралась и строилась не по родовому принципу, а по принципу личной верности. Княжеская дружина или княжеский отряд воинов делилась на три группы – «старшую», «среднюю» и «младшую». Старшая группа или «дружина» - это опытные воины из бояр или мужей, которые «достались по наследству» от князя – отца к князю – сыну. Воины-бояре привлекались к управлению, а воины – мужи занимались только военной службой и составляли основной боевой контингент личных воинских сил князя [4, c.22-23].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В составе Великого княжества литовского (XIII–XVII вв.) физическая культура литвинов (белорусов) обогатилась новыми формами и средствами физического воспитания. Среди простолюдинов, крестьян и горожан, популярными оставались языческие и христианские праздники и гуляния. В зимний период катались с горок на санках и рогожках, строили снежные крепости для «снежных поединков», на замерзших прудах и реках катались на коньках. Дети и подростки с детства были закаленными, так как большинство из них не имели обуви и теплой одежды. Поэтому, даже зимой выходили гулять босиком, в тонких рубахах и без головного убора. Взрослые, после жарких бань, обливались холодной водой, растирались снегом или купались в ледяной проруби. Популярными среди мужского населения оставались кулачные бои «стенка на стенку». Интерес вызывал и выступления «балансеров и акробатов», а также потехи скоморохов во время масленичных, рождественских и осенних гуляний и ярмарок.
1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. –
М: Академия, 2011.
2. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М: Радуга, 1982.
3. Мельникова Н.Ю., Трескин А.В.История физической культуры и спорта. – М.: Советский спорт, 2013.
4. Нахаева Е.М. История физической культуры и спорта. –Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2010.
5. Столбов В.В. История физической культуры и спорта –М: Физкультура и спорт, 1983.
6. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта: учебник / под ред. В.В. Столбова. –М.: ФиС, 2000