Тема: Средства массовой информации и культура
ВВЕДЕНИЕ
1 Средства массовой информации и культура речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Язык нации – неотъемлемая и важнейшая часть общей национальной культуры. По культуре речи можно судить об умственном, нравственном здоровье этноса и социума, народа и общества. К сожалению, наша речевая культура культура в целом в последние десятилетия значительно снизилась. И причин тому немало. Новое время диктует новый стиль, новый образ мыслей и способ их выражения. Необратимое влияние на уровень речевой культуры и нравственные ориентиры молодежи оказывают средства массовой информации.
1 Средства массовой информации и культура речи
Культура речи – понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения» [3, с. 25]. Этим же словосочетанием обозначается лингвистическая дисциплина, занимающаяся определением границ культурного (в вышеприведённом смысле) речевого поведения, разработкой нормативных пособий, пропагандой языковой нормы и выразительных языковых средств.
В культуру речи, помимо нормативной стилистики, включается регулирование «тех речевых явлений и сфер, которые ещё не входят в канон литературной речи и систему литературных норм» [3, с. 30] – то есть всего повседневного письменного и устного общения, включая такие формы, как просторечие, различного рода жаргоны и т. п.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Средства массовой информации являются неотъемлемой частью жизни современного нам общества. СМИ имеют возможность оказывать огромное влияние на общество, в том числе и на язык, которым оно пользуется. Однако вопрос о характере этого влияния и о его границах остается открытым.
Существует множество средств речевой выразительности, с помощью которых журналист пытается привлечь внимание читателя, расставляя логические акценты и экспериментируя с языком. Одним из ярких и наиболее интересных средств речевой выразительности, применяемых в журналистике, является аллюзия.
1. Добросклонская, Т.Г. Вопросы изучения медиа-текстов / Т.Г. Добросклонская. – М.: Литера, 2000. – 180 с.
2. Киприянова, А.А. Влияние средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций молодежи в современном мире / А.А. Киприянова // Человек в системе коммуникации: сб. мат-лов Х междунар. практ. конф., Нижний Новгород. 2011 г. – Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2011. – С. 199– 203.
3. Костомаров, В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В.Г. Костомаров. – СПб.: Питер, 1999. – 220 с.
4. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: НОРМА–ИНФРА М, 1999. – 560 с.
5. Луман, Н. Реальность масс-медиа / Н. Луман // Отечественные записки. – 2000. –№4. – С. 431.–433.
6. Сметанина, С.И. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и в стиле журналистики конца XX века / С.И. Сметанина. – М.: Азбука, 2002. – 220 с.
7. Солганик, Г.Я. Газетные тексты как отражение важнейших языковых процессов в современном обществе (1990-1994) / Г.Я. Солганик // Журналистика и культура речи. – Вып.1. – М., 1996. – С. 35–39.