Задание 1
Культура раннего средневековья на территории Беларуси (9- первая половина 13 вв.)
1.Язычничество на белорусских землях. Принятие христианства и его влияние на развитие культуры.
2.Развитие письменности на белорусских землях.
3.Культурно-просветительская деятельность Е. Полоцкой, К. Туровского, К. Смолятича.
4.Архитектура и искусство.
Задание 2
Развитие культуры Беларуси во второй половине 13 – первой половине 16 вв.
1.Формирование белорусской народности
2.Старобелорусская письменность и литература.
3.Белорусская архитектура и искусство.
Задание 3
Культурное развитие Беларуси во второй половине 16 – 18 вв.
1.Общественно-политическая мысль
2.Развитие образования и науки
3.Ф. Скорина – выдающийся деятель белорусской культуры
5.Театральное и музыкальное искусство
6.Архитектура и живопись
Задание 4
Культура Беларуси в конце 16 – первой половине 19 вв.
1.Условия, в которых развивалась национальная культура в отмеченный период
2.Образование и наука
4.Театральная и музыкальная жизнь Беларуси
5.Архитектура и живопись
Задание 5
Культура Беларуси во второй половине 19 в.
1.Условия, в которых развивалась национальная культура Беларуси во второй половине 19 в.
2.Изменения в системе образования
5.Живопись и архитектура
Задание 6
Белорусское национально-культурное возрождение первой в начале 20 в.
1.Влияние революции 1904-1905гг. на национально культурное движение в Беларуси
2.Газета «Наша нива» и ее роль в развитии национальной культуры
3.Литература и ее роль в пробуждении национального самосознания белорусов
4.Деятельность первой белорусской профессиональной театральной труппы
5.Белорусская печать в начале 20 в. (1905-1914)
6.Музыкальное и изобразительное искусство.
Задание 7
Культурные преобразования в Советской Беларуси (октябрь 1917 – июнь 1941)
1.Политика белорусизации
2.Становление новой системы образования и науки
3.Успехи и проблемы белорусской советской литературы
4.Белорусский театр в 1920-1930-е гг.
5.Появление национального кинематографа
7.Изобразительное искусство, архитектура.
Задание 8
Культура Беларуси в период Великой Отечественной войны
1.Образование и наука
2.Театр, музыка, кино
4.Утрата культурных ценностей в годы войны
Задание 9
Белорусская культура в послевоенный период (1945-1991)
1.Сложности и противоречия культурной жизни Беларуси во второй половине 1940-середине 1950х. гг.
2.Культура республики в условиях политической оттепели (сер. 1950-первая пол. 60х.)
4.Достижения белорусской науки
6.Музыкальная культура
7.Кинематограф
Задание 10
Культура независимой Беларуси (1991-2015гг.)
1.Основные направления развития национальной культуры
2.Изменения в системе образования
3.Современная литература
4.Достижения белорусской музыкальной культуры
5.Современная белорусская архитектура и изобразительное искусство
6.Белорусская культура в мире
ЗАДАНИЕ 1
Культура раннего средневековья на территории Беларуси (9- первая половина 13 вв.)
1.Язычничество на белорусских землях. Принятие христианства и его влияние на развитие культуры.
На протяжении многих веков племена, населявшие территорию Беларуси, были язычниками. Важнейшей особенностью язычества являлось многобожие – вера во многих богов. Основными божествами, которым поклонялись древние славяне, были Перун (бог грома и войны), Велес (опекун животноводства), Ярило (божество весны и плодородия). Древние славяне также почитали огонь, звезды, камни, деревья.
ЗАДАНИЕ 2
Развитие культуры Беларуси во второй половине 13 – первой половине 16 вв.
1.Формирование белорусской народности
Народность – это историческая общность людей, основанная на единстве территории, языка, культуры, общности хозяйственной жизни, а также общности самоназвания, этнического сознания. XIII-XVI вв. являются периодом формирования белорусской народности.
ЗАДАНИЕ 3
Культурное развитие Беларуси во второй половине 16 – 18 вв.
1.Общественно-политическая мысль
После заключения в 1385 г. Кревской унии между ВКЛ и Польшей православная церковь в ВКЛ шаг за шагом была лишена своих прежних прав. Большие привилегии получила католическая церковь и феодалы-католики. В середине XVI в. на территории ВКЛ возникло широкое общественно-политическое движение, направленное против всевластия католической церкви – реформация.
ЗАДАНИЕ 4
Культура Беларуси в конце 16 – первой половине 19 вв.
1.Условия, в которых развивалась национальная культура в отмеченный период
После заключения государственного союза между ВКЛ и Королевством Польским, а также после ряда разрушительных войн во второй половине XVII - XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой.
ЗАДАНИЕ 5
Культура Беларуси во второй половине 19 в.
1.Условия, в которых развивалась национальная культура Беларуси во второй половине 19 в.
Несмотря на натиск российских властей, усиленным мерам по русификации присоединенных земель именно в этот период формируется белорусский литературный язык. Развитие железных дорог, создание экономической общности земель нивелировало различия диалектов белорусского языка.
ЗАДАНИЕ 6
Белорусское национально-культурное возрождение первой в начале 20 в.
1.Влияние революции 1904-1905гг. на национально культурное движение в Беларуси
Революция и последовавшие вслед за ней буржуазные реформы способствовали подъему белорусской национальной культуры. Была ликвидирована политическая цензура. В ходе революции и в первые послереволюционные годы появилась белорусская периодическая печать, белорусские книгоиздательства, учебники для школ на белорусском языке.
ЗАДАНИЕ 7
Культурные преобразования в Советской Беларуси (октябрь 1917 – июнь 1941)
1.Политика белорусизации
Политика белорусизации – деятельность коммунистической партии Беларуси по развитию белорусского языка и школы в период с 1924 по 1929 гг.
В 1924 г. был принят декрет, который провозглашал равноправие четырех основных языков Беларуси: белорусского, русского, идиш и польского. Произошел переход к обучению в школах на белорусском языке. Делопроизводство также было переведено на белорусский язык. Началось издание газет и учебников на белорусском.
ЗАДАНИЕ 8
Культура Беларуси в период Великой Отечественной войны
1.Образование и наука
Война нанесла огромный урон развитию образования и науки Беларуси. Были разбомблены тысячи школ. Обучение велось нелегально с помощью уцелевших учебников. Действовали школы при партизанских отрядах и в партизанских зонах. Немецкие власти пытались создать свои школы и обучать детей немецкому языку и приучать их к новому порядку.
ЗАДАНИЕ 9
Белорусская культура в послевоенный период (1945-1991)
1.Сложности и противоречия культурной жизни Беларуси во второй половине 1940-середине 1950х. гг.
Послевоенный период для культуры Беларуси – это время восстановления. За годы войны погибло много деятелей культуры, материально-техническая база учреждений науки и культуры была уничтожена. На долгие десятилетия направление развития, стиль и тематика работ была строго регламентирована государственной идеологией.
ЗАДАНИЕ 10
Культура независимой Беларуси (1991-2015гг.)
1.Основные направления развития национальной культуры
90-е годы XX в. стали периодом национально-культурного возрождения Беларуси. Были возвращены имена запрещенных ранее и забытых белорусских деятелей науки и культуры (В. Ластовский, В. Игнатовский, Я. Борщевский). Возрос интерес к истории белорусского народа, что отразилось на творчестве художников, писателей, музыкантов.