Введение
1. Проблема человека в истории философии
2. Государство как основной политический институт: происхождение, признаки, механизм, разновидности
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Проблема человека – это одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии.
1. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно – научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное, так или иначе, влияет на философское толкование человека.
Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей [5, c. 44].
Современный немецкий ученый Э. Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода:
1) изучение человека метафизикой (античность);
2) изучение человека теологией (средневековье);
3) изучение человека математикой и механикой (Новое время);
4) изучение человека биологией [3, c. 87].
2. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ПРИЗНАКИ, МЕХАНИЗМ, РАЗНОВИДНОСТИ
Государство – явление историческое. Первоначально в первобытном обществе не было ни государства, ни тем более какой-либо политической системы. В этом не было никакой потребности. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек, а чаще – грубой силой. Однако дальнейшее развитие общества, сто усложнение стали все больше требовать создания определенного механизма для адекватного и однозначного разрешения споров и ведения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны нарождающейся собственности). Осуществление этих функций без специально созданных для этого органов управления становилось уже невозможным [1, c. 44].
Одновременно в обществе происходила дифференциация социальной структуры, ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими потребностями и интересами. Появилась частная собственность. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности [9, c. 33].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема сущности человека и связанная с ней тема самопознания являются ключевыми в философии. Вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания – антропологии. в антропологической проблематике фокусируются все другие философские вопросы.
Человек не обладает фиксированной сущностью, т.е. нельзя выделить какое-то одно качество или свойство, выражающее всю меру его самобытности. И чтобы что-то окончательно определить и понять, надо находиться вне того, что определяется и понимается, человек же не может изучать себя как объект среди других объектов. Личность «обременена» культурным и историческим багажом, то, как она понимает себя, во многом зависит от конкретных условий места и времени.
1. Бабко, Г.И. Основы социально-гуманитарных наук / Г.И. Бабко. – Минск, 2005. – 310 с.
2. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск, 2004. – 290 с.
3. Батурин, В.К. Философия науки: учебное пособие / В.К. Батурин. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 303 с.
4. Бордак, С.Н. Курс лекций по теории философии: учебно-методическое пособие / С. Н. Бордак. – Гомель: ГомГМУ, 2013. – 108 с.
5. Вальяно, М.В. История и философия науки: учебное пособие / М.В. Вальяно. – М.: Альфа–М: Инфра–М, 2012. – 207 с.
6. Василик, М.А. Политология / М.А. Василик. – М.: Академия, 2000. – 380 с.
7. Горелов, А.А. Философия: конспект лекций: учебное пособие / А. А. Горелов. – М.: КноРус, 2013. – 173 с.
8. Зеленков, Л.А. Основы философии / Л.А. Зеленков, А.П. Владимиров. – М., 2000. – 250 с.
9. Политология: учебник для вузов / Под ред. С.В. Решетникова. – Минск, 2002. – 280 с.
10. Яскевич, Я.С. Философия в вопросах и ответах / Я.С. Яскевич. – Минск, 2003. – 246 с.