Введение
В теоретической части рассмотрим цели и задачи предприятия. Критерии качества целей. Построение иерархии целей. Какой из показателей является наиболее подходящим для определения ключевой цели организации? Многие исследователи полагают, что это чистый доход на акционерный капитал, поскольку доход в наибольшей степени выражает интересы владельцев организации - акционеров. Распространенным является и другой взгляд, отдающий предпочтение обороту на вложенный капитал, так как именно этот показатель тесно связан с эффективностью внутренней деятельностью организации.
Как определить оптимальный размер будущей прибыли? Традиционным является утверждение о том, что организация должна максимизировать свою прибыль. Существует не менее традиционный рецепт: максимум прибыли может быть получен в точке равенстве предельных издержек и предельного дохода. Однако известный специалист по планированию А.Дж. Стейнер и вслед за ним другие исследователи полагают: на практике невозможно точно определите точку этого равенства. Более того, максимизация прибыли как цель деятельности одновременно означает существенное повышение риска. Любой акционер хочет получать стабильную прибыль на протяжении ряда лет, а повышенный риск деятельности снижает возможности получения долгосрочной прибыли.
Количество уровней целей зависит от их масштабов и сложности, от организационной структуры. Важным моментом определения целей является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики за определенный период времени. При разработке перспективных планов предприятия используется динамическая модель.
В практической части проведем SWOT-анализ ОАО «Торгмаш». В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики проф. K. Andrews впервые публично озвучил акроним SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), что означает «Сила», «Слабость», «Возможности», «Угрозы». С 1960-х годов и по сей день SWOT анализ широко применяется в процессе стратегического планирования. С появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз. Как правило, SWOT-анализ, т.е. анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, исходящих от окружающей среды, проводится с помощью вспомогательных таблиц (матриц).
1. Теоретическая часть
9. Цели и задачи предприятия. Критерии качества целей. Построение иерархии целей.
В процессе своей деятельности предприятие должно принимать ряд решений:
- какой товар или номенклатуру товаров следует выпускать и продавать;
- на какие рынки надо выходить с этим товаром и как укрепить свои позиции на рынке;
- как выбрать оптимальную технологию производства;
- какие материалы приобретать и как их использовать;
- как распределить имеющиеся модели и финансовые ресурсы;
- каких показателей своей деятельности предприятие предпочитает (должно) достигнуть в отношении технических характеристик выпускаемого товара, его качества, эффективности производства.
Деятельность, направленная на решение этих вопросов, называется общей деловой политикой предприятия или компании [4, c. 55].
Основными целями предприятия могут быть:
- завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;
- добиться более высокого качества своего товара;
- занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;
- добиться максимального использования имеющихся сырьевых,
2. Практическая часть
Технология SWOT – простой, но мощный метод стратегического анализа, использующийся для оценки конкурентоспособности компании, товара или услуги, широко использующийся в стратегическом планировании.
Перед проведением SWOT анализа сделаем 2 предварительных шага:
1. Проведем анализ рынка, на котором функционирует компания, важное внимание уделите исследованию потребителей и определению ключевых характеристик товара
ОАО «Техномаш» занимает доминирующее положение на рынке Республики Беларусь по производству технологического оборудования для предприятий торговли и общественного питания: мясорубок, картофелечисток, овощерезок, протирочных машин.
Основным видом деятельности предприятия является производство и реализация технологического оборудования:
– мясорубок;
– картофелечисток;
– овощерезок;
– протирочных машин;
– холодильных шкафов.
Выпускаемая продукция имеет сертификаты и декларации соответствия РБ, сертификаты соответствия РФ и Украины. На 11 наименований оборудования имеются сертификаты соответствия директивам Евросоюза и сертификаты безопасности.
Заключение
В теоретической части рассмотрены цели и задачи предприятия. В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации, желательное состояние которых выступает в виде целей организации, так и по количественной оценке этих параметров.
Цели будут значимой частью процесса стратегического планирования и управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем информирует о них всех сотрудников организации и стимулирует их осуществление. Процесс стратегического планирования и управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей, и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реальные возможности фирмы.
В практической части проведен SWOT-анализ ОАО «Торгмаш». В настоящее время можно выделить следующие основные направления развития SWOT-анализа:
· отображение в модели динамических изменений фирмы и ее конкурентной среды;
· учет результатов анализа фирмы и ее конкурентной среды с использованием классический моделей стратегического планирования;
· разработка SWOT моделей с учетом различных сценариев развития ситуаций на рынке.
SWOT-анализ применяется для:
- анализа факторов конкурентного окружения. В настоящее время в рамках технологий стратегического планирования SWOT анализ рассматривается как отдельный этап оценки и структурирования информации, собранной в соответствии с классическими моделями PEST, моделями Портера, и т.д.
- планирования реализации стратегий. Для планирования реализации стратегий, разработанных на основе SWOT моделей проф. Weihrich, используют матрицы balanced scorecard. Этот инструмент позволяет определить наиболее важные направления стратегического развития и наиболее важных исполнителей стратегий.
1 Абрамова, Г.П. Маркетинг: учеб.пособие / Г.П. Абрамова, Б.С. Касаева. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 173 с.
2 Дихтль, Е. Практический маркетинг: учеб.пособие / Е. Дихтль, Х. Хершген. пер. с нем. А.М. Макарова; под ред. И.С. Минко. – М.: Высш. шк., 2015. – 355 с.
3 Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках и таблицах: учеб.пособие / П.С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 496 с.
4 Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер [и др.]; пер. с англ. В.Б. Бобров – М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. – 656 с.