1 Банковский маркетинг
Банковский маркетинг - это вид деятельности, направленный на поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры.
Целью любого банка являются постоянный рост получаемой прибыли, привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка. На сегодняшний день каждый руководитель и каждый специалист банка должны быть экспертами по маркетингу. Весь персонал банка должен стать продавцом финансовых услуг.
Маркетинг в банковской сфере направлен на изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов и прогнозирование на этой базе возможностей привлечения вкладов в банк, изменений в его деятельности, а также на обеспечение условий, способствующих привлечению новых клиентов, расширению сферы банковских услуг, заинтересованных во вложении своих средств на счета клиентов данного банка [1].
В банковской сфере все более предпочтительным становится интегрированный маркетинг, направленный не только на расширение круга вкладчиков, но и на постоянное улучшение качества их обслуживания.
Специфика маркетинга в банковской сфере заключается в том, что коммерческие банки заинтересованы не только в привлечении вкладов, но и в активном использовании привлеченных средств с помощью кредитования различных предприятий и населения. Это обуславливает необходимость комплексного развития маркетинга как в сфере отношений коммерческих банков с вкладчиками, так и в сфере кредитных вложений. Цели маркетинга в этих двух сферах различны: в первой - привлечь клиентов в качестве вкладчиков в банк, а во второй - направить кредитные ресурсы в отрасли, использующие эти ресурсы с наибольшим эффектом для банка.
В конечном же счете БМ направляется на осуществление единой цели - на рациональное использование доходов и временно высвобождающихся денежных средств в хозяйстве.
Сегодня маркетинг - это стратегия и философия банка, требующая тщательной подготовки, глубокого и всестороннего анализа, активной работы всех подразделений банка от руководителей до низовых звеньев [5].
Необходима первоочередная ориентация банка не на свой продукт, а на реальные потребности клиентов. Поэтому требуются детальное изучение рынка, анализ изменяющихся вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг.
2 Порядок открытия и закрытия банковских счетов.
Открытие расчетного счета в банке. Взаимоотношение банков с клиентами строятся на договорной основе. При этом базовым является договор текущего (расчетного) банковского счета. В соответствии с договором банк получает право использовать временно свободные денежные средства, находящиеся на счете, с уплатой процентов [2].
По текущему (расчетному) банковскому счету банк осуществляет следующие операции:
зачисление на счет денежных средств, поступивших на имя его владельца;
перечисление со счета денежных средств иным лицам, в том числе банку;
выдачу со счета наличных денежных средств;
иные операции, предусмотренные законодательством и договором.
Субъекты хозяйствования могут открывать несколько счетов, причем в разных банках, и каждый из этих банков будет обслуживающим по отношению к субъекту хозяйствования в соответствии с заключенным с ним договором на расчетно-кассовое обслуживание. При наличии у юридического лица (предпринимателя) нескольких текущих банковских счетов в разных банках одним из банков по выбору субъекта хозяйствования устанавливаются лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки, а также дается разрешение на проведение расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь).
В соответствии с п. 2.3. Декрета №1 юридические лица, индивидуальные предприниматели для открытия текущих (расчетных) счетов представляют в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию следующие документы:
заявление на открытие текущего (расчетного) счета;
копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;
копию (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя;
1 Белоглазова, Г.Н. Банковское дело: учеб. пособие / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. - Санкт-Петербург, 2012. - 376 с.
2 Каллаур, П. В. Банковская система Республики Беларусь на современном этапе развития / П. В. Каллаур // Банкаўскі веснік. - 2015. - № 25. - 72 с
3 Кравцова, Г.И. Организация деятельности коммерческих банков: учебник / Г.И. Кравцова, Н.К. Василенко, И.К. Козлова. - Мн.: БГЭУ, 2016 - 478 с.
4 Лаврушин, О.И. Банковское дело / О.И. Лаврушин. - Москва: "Финансы и статистика", 2012. - 667 с.
5 Рыкова, Л.М. Регулирование деятельности банков - Минск: Современная школа, 2014. - 237 с.
6 Свиридов, О.Ю. Банковское дело / О.Ю. Свиридов. - Ростов н/Д: Издательский центр "Март", 2012. - 416 с.