Введение
Школа научного управления дала немало идей, используемых в современном менеджменте. Среди них:- научный подход к менеджменту и его принципам:
- анализ содержания работы и способов ее выполнения;
- нормирование труда;
- работа с кадрами (отбор, переквалификация);
- мотивация труда работников.
В первом вопросе рассмотрим понятие школы научного управления. Перечислим основные идеи данного направления. Назовем основоположника данной школы.
1. Дайте понятие школы научного управления. Перечислите основные идеи данного направления. Назовите основоположника данной школы.
Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.
Первые школы в теории управления появились в Америке и Европе, т.к. это связано с зарождением капитализма и индустриальным развитием (промышленность, производство) [3, c. 77]
1-я школа. Научное управление (1885 - 1920) Тейлор, Френк, Гилберт, Тантт. Главное внимание исследователей и практиков управления этой школы уделялось вопросам эффективности труда на основе анализа содержания работы и ее элементов (на уровне ниже управленческого).
Ключевые положения школы:
- Научные принципы организации труда;
- Рационализация трудовых операций;
- Нормирование труда;
- Разделение труда в управлении;
- Разделение ответственности за результаты труда м/у менеджерами и рабочими;
- Человек рассматривался как «винтик в машине».
Концепция научного управления показала, что управление является самостоятельной областью научных исследований, что методы и подходы, используемые наукой, могут быть эффективны в практике достижения целей организации.
Школа научного управления дала немало идей, используемых в современном менеджменте. Среди них:- научный подход к менеджменту и его принципам; - анализ содержания работы и способов ее выполнения; - нормирование труда; - работа с кадрами (отбор, переквалификация…); - мотивация труда работников [4, c. 81].
Классическая или административная школа в управлении (1920 - 1950)
Классическая школа возникла на основе идей школы научного управления. Основоположники: Анри Файоль, Дж. Муни, Л. Урвик, Р. Дейвис, М. Вебер, Ч. Бернард.
Проблемы, рассматриваемые школой:
- принципы и функции менеджмента; - принципы работы и функции менеджеров всех уровней управления; - построение организации (структура и управление работниками);
- процессный подход к управлению; - власть и ответственность; - справедливость оплаты труда.
Начали изучать человека Главной целью школы была разработка универсальных принципов управления [2,c . 90].
А.Файоль выделил 14 основных принципов управления:
2. Охарактеризуйте коллективные методы обсуждения и принятия решений. Назовите главный критерий формирования группы для принятия коллективного решения. Перечислите основные методы коллективной подготовки управленческих решений.
Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители и исполнители.
Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.
Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Неформальные методы основаны на аналитических способностях лиц, принимающих решения. Это - совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем, теоретическое сравнение альтернатив с учетом накопленного опыта. Неформальные методы базируются в основном на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что они принимаются оперативно; недостатком является то, что эти методы не гарантируют от выбора ошибочных решений, поскольку интуиция может подвести менеджера [5, c. 73].
Коллективные методы обсуждения и принятия решений: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Основным моментом в коллективной работе над реализацией управленческих решений является определение круга лиц – участников данной процедуры. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.
Коллективные методы (методы организации коллективной мыследеятельности) являются наиболее эффективными с точки зрения достижения максимальной объективности экспертной оценки, поскольку предполагают использование широкого и представительного круга специалистов. К числу этих методов следует отнести следующие методы:
1. Метод «мозговой атаки» характеризуется лавинообразным выдвижением новых идей без их критической оценки до появления оптимального решения.
Задача метода: в условиях неопределенной ситуации разработать максимальное количество возможных решений.
Основной принцип метода заключается в спонтанном развитии и переплетении возникающих идей в соответствии с определенными правилами для выявления непознанных до сих пор возможностей решения проблемы.
«Мозговой штурм» применяется, прежде всего, там, где требуется выработка новых концепций, где не применим логический, рутинный подход. Он позволяет избавиться от стереотипов в решении проблем, получить максимум идей за короткий интервал времени [2, c. 44].
Заключение
Концепция научного управления показала, что управление является самостоятельной областью научных исследований, что методы и подходы, используемые наукой, могут быть эффективны в практике достижения целей организации.
Основной вклад школы в современный менеджмент состоит в рассмотрении управления как процесса, состоящего из взаимосвязанных функций, а также в разработке концепции «менеджмента персонала».
Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах. Они старались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие закономерности. Традиционно функциями считались финансы, производство и маркетинг.