ВВЕДЕНИЕ
1. Основные направления объяснения провалов в обучении
2. Социальная субъективность в сфере образования. Социальная позиция личности в образовании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Рассматриваемые вопросы данной работы являются областью социологии образования. Данная наука является отраслью социологии, которая изучает образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами [6, c. 445].
Цель контрольной работы – самостоятельное изучение социологии образования на основе научной литературы.
Задачи контрольной работы:
- выявить основные направления объяснения провалов в обучении;
- охарактеризовать социальную субъективность в сфере образования;
- описать социальную позицию личности в образовании.
1. Основные направления объяснения провалов в обучении
Говоря о школьных неудачах или провалах в процессе обучения, мы будем иметь в виду такие ситуации, которые характеризуются явными различиями между воспитательными и дидактическими требованиями школы и поведением учащихся, а также достигнутыми ими результатами обучения. При этом мы полагаем, что требования школы соответствуют выдвигаемым обществом целям воспитания, а также являются адекватными в отношении обязательных программ [5, c. 112].
Причины неудач (провалов) в обучении могут быть самыми различными и сложными. К их числу откосятся такие факторы, как отсутствие интереса к учебе, плохое поведение в школе, лень и т. п., которые называются факторами, относительно зависимыми от учащихся; плохая воспитательная атмосфера в семье, длительная болезнь, различные недостатки в учебно-воспитательной работе школы, т. е. факторы, сравнительно не зависимые от учащихся [1, c. 125].
2. Социальная субъективность в сфере образования. Социальная позиция личности в образовании
Основа понятия «субъектность» была разработана в рамках субъектно-деятельностного подхода в психологической науке. Основателем этого подхода является выдающийся психолог С. Л. Рубинштейн, который впервые представил свои идеи в 1922 г. В статье «Принципы творческой самодеятельности». По Рубинштейну, изначально «субъект это испытывающий различные восприятия, мысли, чувства, стремления, намерения, желания и т. п.». В дальнейшем, «сознательно выделяя себя из окружающего и соотнося себя с ним, человек становится субъектом в подлинном смысле этого слова». Рубинштейн на основе исследований утверждал: «…человек не только находится в определенном отношении к миру и определяется им, но и относится к миру и сам определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека. Во всеобщую детерминацию бытия включается человек, как осознающее мир существо, субъект сознания и действия. Сознательная регуляция, направленная на изменение окружающего, преломление мира и собственного действия через сознание, вот основное для понимания проблемы свободы человека и детерминации бытия». Он подчеркивал, что «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется» [7, c. 1011].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения контрольной работы мы рассмотрели два вопроса в области социологии, а точнее социологии образования – отрасль социологии. Данная наука является отраслью социологии, которая изучает образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами [6, c. 445]. В первом вопросе мы говорили о школьных неудачах или провалах учащихся в процессе обучения, где имелось в виду такие ситуации, которые характеризуются явными различиями между воспитательными и дидактическими требованиями школы и поведением учащихся, а также достигнутыми ими результатами обучения. При этом мы полагаем, что требования школы соответствуют выдвигаемым обществом целям воспитания, а также являются адекватными в отношении обязательных программ.
1. Батурин, В. К. Социология образования : учеб. пособие для студентов по направлению и специальности «Социальная работа» / В. К. Батурин. ‒ М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. ‒ 191 с.
2. Гусакова, М. А. Феномен субъектности в теории и практики педагогики / М. А. Гусакова // Педагогическое образование в России. 2015. № 5. С. 90-96.
3. Марусева, И. В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) : учеб. пособие / И. В. Марусева. М. : Берлин : Директ-Медиа, 2015. 624 с.
4. Смирнова, А. Н. Социальная субъектность и девиантное поведение подростков / А. Н. Смирнова // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 117-122
5. Социология образования : учеб. пособие / под ред. Д. В. Зайцева. – Саратов : СГТУ, 2004. – 300 с.
6. Социология : учебник для вузов / А. Ф. Борисов, А. В. Воронцов, И. А. Громов и др. ; под ред. А. В. Воронцова. ‒ М. : Дрофа, 2011. ‒ 557 с.
7. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. / С. Л. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2003. 512 с.