1. Какие типы девиантного поведения были присущи Эйлин и Сэлби? Можно ли охарактеризовать их поведение как девиантное?
2. Какие теории из изученных в ходе курса наилучшим объясняют причины поведения Эйлин и Сэлби (оцените положения как минимум 5 теорий)
3. Охарактеризуйте характер взаимоотношений Эйлин и Сэлби с окружающими их людьми (родственники, полиция, работодатели и т.д.).
4. Используя теорию стигматизации, объясните отношение представителей общества к Эйлин.
5. Был ли у Эйлин шанс изменить свою жизнь? Оцените систему социального контроля над девиантным поведением в США.
6. Можно ли было предотвратить убийства? Какие меры профилактики были бы эффективными?
7. Дайте свою оценку проблеме применения смертной казни, в том числе применения ее в отношении женщин. Существует ли альтернатива?
1. Какие типы девиантного поведения были присущи Эйлин и Сэлби? Можно ли охарактеризовать их поведение как девиантное?
Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от социальных норм. Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Рассмотрим особенности поведения Эйлин. Эйлин с 13 лет занималась проституцией, чтобы заработать деньги на выживание. Своих детей она отдала на усыновление, не имела своего дома, поэтому занималась бродяжничеством. Эйлин ежедневно посещала бары, злоупотребляла алкоголем и сигаретами, ввязывалась в драки, бранилась, хулиганила. Вследствие чего у Эйлин была попытка покончить с собой, постоянные суицидальные мысли и намерения. Потом Эйлин начала совершать убийства, воровать у жертв деньги, угонять автомобили.
2. Какие теории из изученных в ходе курса наилучшим объясняют причины поведения Эйлин и Сэлби (оцените положения как минимум 5 теорий)
Существуют социологические, психологические и биологические теории объяснения девиантного поведения.
Социологические теории девиантного поведения.
1. Теория Э. Дюркгейма. Основной причиной девиации является аномия – состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Все это нарушает стабильность общества, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.
2. Анатомическая теория Р. Мертона. Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения. Р. Мертон выделил пять типов поведения, четыре из которых относятся к девиации: конформность; инновация, ритуализм, ретрицизм, бунт.
3. Теория социальной дезорганизации К. Шоу, Г. Маккэй. Девиации возникают в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми.
3. Охарактеризуйте характер взаимоотношений Эйлин и Сэлби с окружающими их людьми (родственники, полиция, работодатели и т.д.).
Взаимоотношения и общение – это важнейшие формы существования людей. В их процессе люди устанавливают контакты, связи, влияют друг на друга, осуществляют совместные действия и испытывают взаимные переживания. Эйлин видела в Сэлби некий шанс на исправление. Она хотела о ней заботиться. Сэлби была более эгоистичной, чем Эйлин. Эйлин многое не хотела рассказывать ей, чтобы Сэлби не переживала.
4. Используя теорию стигматизации, объясните отношение представителей общества к Эйлин.
В соответствии с теорией стигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант – вернуться на криминальный путь.
5. Был ли у Эйлин шанс изменить свою жизнь? Оцените систему социального контроля над девиантным поведением в США.
У Эйлин было желание и поэтому был шанс изменить свою жизнь, когда она на время оставила заниматься проституцией. Ей необходимо было бросить вредные привычки, прежде всего, пить. У Эйлин можно было обнаружить, что она деградирует как личность. Деградация личности по алкогольному типу характеризуется эмоциональными расстройствами, так как у больного ослабевают регуляция, адекватность, детерминированность эмоций.
6. Можно ли было предотвратить убийства? Какие меры профилактики были бы эффективными?
Специальное предупреждение преступности осуществляется путем воздействия на социальные группы, отдельных лиц и организации или сферы деятельности, в отношении которых есть основания полагать, что они обладают повышенной криминогенностъю или виктимностью. Объектом специального предупреждения могут быть социальные паталогии (пьянство, алкоголизм, наркомания, бродяжничество, попрошайничество), которыми и обладает Эйлин.
7. Дайте свою оценку проблеме применения смертной казни, в том числе применения ее в отношении женщин. Существует ли альтернатива?
Сегодня смертная казнь признается высшей мерой наказания виновных в особо тяжких преступлениях. Да, зло должно быть наказано. Но не мы должны брать на себя ответственность лишения жизни другого. Я считаю, что человек не вправе решать жить ли другому человеку или нет (будь то женщина или мужчина). Пусть даже у него есть для этого и власть, и весомые обстоятельства. В истории множество случаев, когда судили невиновных.