1. Понятие о моральных ценностях, их влиянии на деятельность человека. Почему ответственность личности возрастает с ростом свободы?
2. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться руководителем или специалистом в сфере деловых отношений, в каких целях?
3. Сформулируйте основные требования к благоприятному психологическому климату в трудовом коллективе
4. Охарактеризуйте индивидуальные особенности людей, влияющие на межличностные отношения
5. Агрессивность в конфликтном взаимодействии. Способы снятия агрессивности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Понятие о моральных ценностях, их влиянии на деятельность человека. Почему ответственность личности возрастает с ростом свободы?
Мораль – система принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека [10, с. 189].
Моральные ценности – система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей. У каждого человека выстраивается так называемая «пирамида ценностей», которая в полной мере отображает внутренний мир личности [10, с. 195].
Моральные ценности человека позволяют ему формулировать свои нравственные обязательства перед близкими, обществом, самим собой, брать на себя ответственность за свое видение добра, зла, смысла жизни, чувства долга, справедливости. То есть мораль является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. Это система норм и принципов, которые определяют характер взаимоотношений между людьми в соответствии с тем, какие понятия о добре и зле, о справедливом и недостойном, приняты в этом обществе. Основная функция морали – регулятивная.
Моральные ценности общества особенны тем, что они регулируют сознание и поведение людей во всех сферах жизни: в быту, в семье, в производственной деятельности, в межличностных отношениях. Мы сталкиваемся с ними каждый день. Моральные принципы охватывают всех людей, закрепляют основу культуры, отношений, создаваемых в процессе развития общества.
Моральные ценности создают подходящие условия для того, чтобы построить цивилизованное общество. В этом социуме общее благо становится выше личной выгоды, полученной за счет других людей. Можно использовать моральные ценности в качестве ориентира или кодекса поведения. Они помогут оценить последствия поступков до того, как человек решит их совершить. Так, моральные принципы рекомендуют нам думать, прежде чем сказать, считаться с правами и жизнями других людей и т.д. К сожалению, далеко не каждый человек считает нужным соблюдать этот кодекс. Различия в моральных ценностях двух людей могут быть столь кардинальными, что общение может привести к конфликту [11].
Основная идея современного мышления заключается в том, что большую значимость приобретает приоритет общечеловеческих ценностей перед групповыми, в первую очередь, классовыми. Наличие высших ценностей напрямую связано с выходом за рамки личной жизни индивидуума. Они являются составной частью духовных, материальных и социально-политических ценностей. Имеют, как правило, общенародное значение. Они определяют общественный порядок, представления о свободе, справедливости, праве и т.д. При изменении внешних условий ценности могут переходить из одного вида в другой. С течением времени появляются новые ценности, а какие-то из старых утрачивают былую значимость.
Дефицит духовных ценностей ощущается сегодня во всех сферах. Многие наши идеалы кардинально изменились в ходе перемен. Духовное равновесие нарушилось, и в образовавшуюся пустоту устремился разрушительный поток равнодушия, цинизма, неверия, зависти, лицемерия.
Свобода – одна из главных сложнейших философских категорий, определяющих сущность человека. Она представляет собой способность индивида мыслить и совершать определенные действия, исходя исключительно из собственных намерений, интересов и желаний, а не под воздействием извне [11, с. 432].
2. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться руководителем или специалистом в сфере деловых отношений, в каких целях?
В сфере деловых отношений особенно эффективны психологические методы управления.
К психологическим методам управления относятся: методы комплектования малых групп и коллективов; методы гуманизации труда; методы психологического побуждения (мотивации); методы профессионального отбора и обучения.
Методы комплектования малых групп и коллективов предоставляют возможность определить оптимальные количественные соотношения между работниками в малых группах и коллективах. Посредством социологических исследований выявляются симпатии и антипатии внутри коллектива, определяется место каждого его члена на основе психологической совместимости работников в коллективе (группе). От психологической совместимости работников, основанной на оптимальном сочетании их психологических свойств, в значительной степени зависит психологический климат в коллективе [4, с. 98].
Методы гуманизации труда состоят во внесении элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности (однообразия) труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др.
Методы психологического побуждения (мотивации). Достижению необходимой активности работника помогает применение психологического побуждения, формирование мотивов труда. С помощью мотивации, побуждения оказывается непосредственное воздействие на объект управления – работника (работников). Методы психологического побуждения многообразны. К их числу относятся:
– убеждение – воздействие на волю работника при помощи логических средств, направленных на снятие напряженности в коллективе, психологических барьеров [4];
– внушение – целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления путем влияния руководителя на психику подчиненного. Наибольшую эффективность дает применение этого метода в конфликтных ситуациях, поскольку с его помощью можно непосредственно воздействовать на волю работника;
– подражание – воздействие на волю работника посредством личного примера. Руководитель либо сам демонстрирует образец должного поведения, либо указывает на работника, чье поведение может служить образцом. Руководитель прежде всего сам обязан быть образцом в своем поведении и деятельности, ибо он находится в центре внимания всех, к его поведению все присматриваются, его действия обсуждаются и оцениваются.
3. Сформулируйте основные требования к благоприятному психологическому климату в трудовом коллективе
Благоприятный психологический климат в коллективе характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят: уровень текучести кадров; производительность труда; качество продукции; количество прогулов и опозданий; количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов; выполнение работы в срок или с опозданием; аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием; частота перерывов в работе [6, с. 65].
Факторы, определяющие психологический климат в трудовом коллективе:
1. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.
2. Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный и т. д.).
3. Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе.
4. Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного психологического климата имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д.
4. Охарактеризуйте индивидуальные особенности людей, влияющие на межличностные отношения
Развитие межличностных отношений во многом обусловливается особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, национальность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.
Пол. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Чаще они жалуются на одиночество [9, с. 56].
Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин – деловые качества.
В межличностных отношениях женский стиль направлен на уменьшение социальной дистанции и установление психологической близости с людьми. В дружеских отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и интимности. «Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. Свойственная женской дружбе близость по очень широкому кругу вопросов, обсуждение нюансов собственных взаимоотношений усложняет их». Расхождение, недопонимание и эмоциональность расшатывают женские межперсональные отношения.
У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство товарищества и оказание взаимной поддержки.
Возраст. С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Особенно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах.
Национальность. Этнические нормы обусловливают общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и пр.
5. Агрессивность в конфликтном взаимодействии. Способы снятия агрессивности
Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия [7. с. 22].
Конфликтная ситуация – это позиция сторон, цели, средства достижения целей. Конфликтная ситуация может существовать длительное время, но не дойти до конфликта. Конфликт возникает и разрешается только в том случае, когда участники выступают в процесс коммуникации между собой [7, с. 29].
Конфликтное взаимодействие – один из видов социального взаимодействия, заключающийся в противодействии конфликтующих сторон и проходящий на фоне выраженных негативных эмоций, переживаемых ими по отношению друг к другу. Сутью конфликтного взаимодействия выступает противодействие. Оно может происходить в трех сферах: общении, поведении или деятельности. Противодействие отличается от др. способов социального взаимодействия тем, что его целью является либо нанесение прямого ущерба интересам противоположной стороны, либо ограничение ее активности, т. е. ненасильственное сопротивление [5, с. 87].
Агрессия – поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии [1, с. 5].
Агрессивность – устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние [1, с. 6].
Агрессивно-конфликтное взаимодействие держит партнера в напряжении и активизирует у него разнообразные способы психологической защиты. Агрессия имеет разные проявления: хамство, садомазохизм, зависть, злорадство и т. п.
Агрессивное поведение – одна из форм реагирования оппонентов на конфликтную ситуацию Она вызывает для вовлеченных в конфликтную ситуацию лиц негативные последствия и требует адекватных мер противостояния. Выделяются следующие способы снижения агрессии в конфликте и агрессивности оппонента:
1. Разрядка вопроса: («В этом вопросе содержится еще несколько вопросов, надо выделить главный вопрос…» и т.п.).
2. Перевод вопроса на другой предмет («Вопрос поставлен так, что на него трудно дать однозначный ответ, следует обратиться к другому вопросу»), далее идет обстоятельный разговор, уводящий в сторону от заданного вопроса.
1. Батов, В. Агрессия и деструктивность /В. Батов // Прикладная психология и психоанализ. 2001. – № 4. – С.5 – 17.
2. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия: Учеб. пособие для вузов /Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2000. – 352 с.
3. Козырев, Г.И. Конфликтология. Межличностные конфликты /Г.И. Козырев // Социально-гуманитарные знания. – 1999. – № 3. – С.82 – 91.
4. Козлов, В. В. Психология управления: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов, Н. П. Фетискин. – 2¬е изд., доп. – М.: Академия, 2013. – 240 с
5. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999. – 506 с.
6. Кричевский, Р.Л. Если вы – руководитель /Р.Л. Кричевский. – М.: Дело, 1993. – 109 с.
7. Назаретян, А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи [Текст]: лекции по социальной и политической психологии: Учеб. пособие для студ. вузов по направлению и специальностям психологии / А.П. Назаретян. – СПб.: Питер, 2003. – 189 с.
8. Рыбкина, И.В. Роль ценностей в современном обществе / И.В. Рыбкина. А. П. Горячев // Философские беседы. – 2000. – № 7. – С. 128 –134.
9. Свенцицкий, АЛ. Социальная психология: Учебник /А.Л. Свенцицкий. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 336 с.
10. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона.- 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
11. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.