1. Охарактеризуйте тубы как вид потребительской тары: назначение, конструктивное исполнение, используемые материалы, достоинства и недостатки туб из различных материалов.
2. Охарактеризуйте укупорочные средства для флаконов, назначение, исполнение, применяемые материалы, требования к качеству укупорочных средств.
3. Охарактеризуйте бочки металлические как вид транспортной тары: назначение, конструктивное исполнение, материалы для изготовления, достоинства и недостатки данного вида тары.
4. Охарактеризуйте тканевые и полиэтиленовые мешки как вид транспортной тары: назначение, конструктивное исполнение, материалы для изготовления; достоинства и недостатки данного вида тары из различных материалов.
Литература
1. Охарактеризуйте тубы как вид потребительской тары: назначение, конструктивное исполнение, используемые материалы, достоинства и недостатки туб из различных материалов.
Туба (тюбик) — разовая потребительская тара с корпусом, обеспечивающим выдавливание содержимого, с узкой горловиной, укупориваемой бушоном (колпачком). Туба имеет дно, закрываемое герметично после наполнения продукцией.
Тубы различают по видам материалов: алюминиевые (металлические), пластиковые (экструзионные), ламинатные.
Соответственно различаются и технологии производства туб. Названия первых двух говорят сами за себя. Третий вид, ламинатные тубы, изготавливается из современного многослойного материала.
Алюминиевые тубы (металлические тубы)
Производство алюминиевых туб начинается с дисков, так называемых ронделей. Диски поступают в машину, где специальные прессы формирует из них тело и горловину тубы. Следующий шаг - обрезка тубы до необходимой длины. На этом же этапе на горлышко наносится резьба. В процессе формовки алюминий становится жестким, поэтому далее тубу подвергают процессу "умягчения". Так туба становится более эластичной. Процесс проходит при температуре около 460°C.
На следующем этапе (он особенно необходим для туб в фармацевтике) на предварительно обработанную внутреннюю поверхность наносят защитную пленку. Пленка служит своеобразным барьером между поверхностью металла и содержимым.
Далее обрабатывают наружную поверхность тубы, сюда будет нанесено изображение. В некоторых случаях, чтобы продукт не просачивался из запечатанного конца, "хвост" тубы уплотняется специальным эластичным кольцом.
На заключительном этапе навинчивается крышка. Крышка изготавливается из полипропилена или полиэтилена.
2. Охарактеризуйте укупорочные средства для флаконов, назначение, исполнение, применяемые материалы, требования к качеству укупорочных средств.
Основные виды укупорочных средств для продовольственных товаров стандартизированы. На современном рынке укупорочных средств эти товары широко представлены.
Виды укупорочных средств:
В зависимости от герметизации:
Крышки и колпачки полимерные используют наиболее часто для укупоривания тары парфюмерно-косметических товаров. Крышки и колпачки получают методом литья или прессования, что обеспечивает точность исполнения размеров. По конструктивным особенностям разновидностями колпачков являются бушоны, колпачки конической формы, навинчиваемые на тубы, внутри бушона имеется мембранопрокалываемость. Герметизирующие элементы могут быть выполнены либо с использованием вспомогательных материалов, либо конструкция колпачка (крышки) имеет элементы уплотнения непосредственно на нем или на горловине тары.
Прокладка герметичная – главным принципом ее уплотнения является подбор пары материалов, значительно отличающихся по мягкости (модулю упругости): при использовании жесткой тары необходима мягкая прокладка или колпачок, и, наоборот, для мягкого материала тары необходим жесткий уплотняющий элемент. Именно поэтому для стеклянной тары наиболее пригодными являются полимерные колпачки, полиэтиленовые или резиновые уплотнители.
Уплотнительные элементы выполняют в виде колец, сфер, конусов (пыжей), дисков, пластин и т. д. в зависимости от диаметра горловины и ее конструкции. К наиболее простым конструктивным элементам уплотнения относятся винтовой колпачок, уплотнение с помощью эластичного выступа-впадины, пробка, уплотнение с помощью мембраны, которая наклеивается или заваривается, и др.
3. Охарактеризуйте бочки металлические как вид транспортной тары: назначение, конструктивное исполнение, материалы для изготовления, достоинства и недостатки данного вида тары.
Бочки
Являются транспортной тарой с корпусом, форма которого параболическая или цилиндрическая. Данный вид тары с доньями, снабжён зигами катания или обручами.
Материалом для производства бочек может служить дерево, металл или пластмасса. ЗПУ бочковых крышек обязательно должны быть зафиксированы. Надёжное закрытие должно быть обеспечено и винтовым затвором. Применение металлических пластин и некоторых других приспособлений используется для закрытия пробок сливных отверстий. Если доставка грузов по железной дороге предполагает перевозку в бочках жидких грузов, склонных к брожению, бочки оборудуются специальными затворами, позволяющими осуществлять выпуск газов, и исключающими выход жидкости наружу. Обязательно, чтобы на затворах данного типа имелась специальная заметная маркировка с внешней стороны.
Как правило, в бочках перевозят большие объёмы жидких грузов. Для каких конкретно грузов подходит данный вид транспортной тары, определено в нормативно-технической документации.
Бочки металлические различают двух типов: с гофрами на корпусе и с обручами катания на корпусе. При производстве I типа используется сталь, II типа — сталь или алюминий. Стальные бочки с гофрами по своему исполнению бывают узкогорлыми (диаметром до 70 мм) или со съемным верхним дном, с обручами — только узкогорлыми; алюминиевые — могут быть узко- или широкогорлые. По способу изготовления стальные бочки с гофрами разделяют на сварные и закатные.
Гофр — волнообразный элемент тары с не менее чем тремя местами изгиба на корпусе. Его разновидностью является зиг, выполняемый на поверхности корпуса двумя параллельными кольцевыми выпуклостями, между которыми крепится обруч катания. Эта деталь слегка выступает над зигом, обеспечивая сохранность тары при перекатывании.
4. Охарактеризуйте тканевые и полиэтиленовые мешки как вид транспортной тары: назначение, конструктивное исполнение, материалы для изготовления; достоинства и недостатки данного вида тары из различных материалов.
Текстильная тара
Достоинства:
- компактность в сложенном виде;
- относительно высокая прочность;
- возможность многократного использования;
- удобство переноса;
- низкая удельная масса.
Недостатки:
- высокая гигроскопичность;
- трудоемкость очистки возвратной тары.
Сырье для производства текстильной тары
Разновидностью растительных волокон, является хлопковые и лубяные волокна. Хлопковое волокно представляет собой вытянутую растительную клетку хлопчатника. Зрелые волокна имеют хорошо развитые стенки, поэтому обладают высокими механическими свойствами. У хлопка достаточно высокая прочность в сухом и мокром состоянии, высокая гигроскопичность, термо и светостойкость, однако он постепенно разрушается под действием микроорганизмов при высокой влажности.
Лубяные волокна получают из лубяных культур – льна, пеньки, джута и др. В этих волокнах содержится меньше целлюлозы, чем в хлопке и больше сопутствующих веществ (пектин, лигнин), наличие которых придают жесткость волокну, относительно высокую стойкость к разложению микроорганизмами.