1 Процессный подход при создании системы менеджмента качества
2 Простые инструменты контроля качества
3 Диаграмма разброса
Список использованных источников
1 Процессный подход при создании системы менеджмента качества
Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных видов деятельности. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут осуществляться путем процессного подхода. Суть процессного подхода заключается в том, что выполнение всякой работы рассматривается как процесс. Концепция процесса была обозначена еще в стандартах ИСО серии 9000 версии 1994 г. Но она имела лишь декларативный характер и не нашла отражения в конкретных требованиях. В стандартах ИСО серии 9000 версии 2000 эта концепция стала определяющей, так как процессный подход отражает общемировую тенденцию развития менеджмента качества. При построении системы качества по элементному подходу (стандарты ИСО серии 9000 версии 1994 г.) деятельность по менеджменту качества рассматривалась в статике; сейчас, по процессному подходу (стандарты ИСО серии 9000 версии 2000), эта деятельность рассматривается в динамике, поскольку в процессе, в отличие от элемента, всегда присутствует временной фактор [2, с. 96].
2 Простые инструменты контроля качества
Среди простых статистических методов и инструментов, названных так ввиду их сравнительной несложности, убедительности и доступности, наибольшее распространение получили семь методов, выделенных в начале 50-х гг. японскими специалистами под руководством К. Исикавы. В своей совокупности они образуют эффективную систему методов контроля и анализа качества. С их помощью, по свидетельству самого К. Исикавы, может решаться до 95 % всех проблем, находящихся в поле зрения производственников. С их помощью, по свидетельству самого К. Исикавы, может решаться до 95 % всех проблем, находящихся в поле зрения производственников [4, с. 122]. Японские специалисты собрали из всего множества семь методов. Их заслуга состоит в том, что они обеспечили простоту, наглядность, визуализацию этих методов, превратив их фактически в эффективные инструменты контроля качества. 1. Контрольный листок – инструмент для сбора данных и их автоматического упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации. Контрольный листок — это бумажный бланк, на котором заранее напечатаны названия и диапазоны контролируемых показателей, с тем чтобы можно было легко и точно записать данные измерений и упорядочить их для дальнейшего использования. Этот инструмент (контрольный листок) служит средством для сбора и упорядочения первичных данных. Он используется для получения ответа на вопрос «Как часто встречаются изучаемые события?» [4, с. 122].
3 Диаграмма разброса
Диаграмма разброса (рассеяния, поле корреляции) – инструмент позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных [4, с. 122]. Эти две переменные могут относиться к:
- характеристике качества и влияющему на нее фактору;
- двум различным характеристикам качества;
- двум факторам, влияющим на одну характеристику качества [4, с. 122].
При наличии корреляционной зависимости между двумя факторами значительно облегчается контроль процесса с технологической, временной и экономической точек зрения. Сама диаграмма представляет собой множество (совокупность) точек, координаты которых равны значениям параметров x и y. Данный метод применяется в производстве и на различных стадиях жизненного цикла продукции для выяснения зависимости между показателями качества и основными факторами производства. Диаграмма разброса в процессе контроля качества используется также для выявления причинно-следственных связей показателей качества и влияющих факторов.
1. Аристов, О.В. Управление качеством: учебник / О.В. Аристов. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 224 c.
2. Горбашко, Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров / Е.А. Горбашко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 450 c
3. Разумов, В.А. Управление качеством: учебное пособие / В.А. Разумов. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 208 c.
4. Тебекин, А.В. Управление качеством: Краткий курс лекций / А.В. Тебекин. – М.: Юрайт, 2012. – 223 c.
5. Управление качеством / Под общ. ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 287 c.
6. Управление качеством : учеб. пособие / В. Н. Корешков [и др.]. –Новополоцк : ПГУ, 2007. – 140 с.