1. Принципы товароснабжения розничной торговой сети.
2. Классификация тары и характеристика основных ее видов.
1. Принципы товароснабжения розничной торговой сети.
Рациональная организация товароснабжения возможна при соблюдении ряда принципов. Среди них наиболее значимыми являются: планомерность, ритмичность, оперативность и экономичность.
Планомерность товароснабжения означает осуществление его по графикам, определяющим частоту и периодичность завоза товаров.
Ритмичность снабжения проявляется в доставке товаров в розничную торговую сеть через определенные (как правило, равные) промежутки времени. Это обеспечивает бесперебойное снабжение предприятий розничной торговли товарами, способствует своевременному выделению работников для проведения приемки поступивших товаров, позволяет эффективно использовать складскую площадь и исключает образование излишних товарных запасов.
Оперативность товароснабжения предусматривает зависимость периодичности доставки товаров от определенных условий. Такими условиями, например, являются уменьшение или увеличение спроса населения на те или иные товары в зависимости от времени года, моды и других причин.
2. Классификация тары и характеристика основных ее видов.
Тара представляет собой обширную номенклатуру изделий, используемых для размещения товаров. Эти изделия существенно отличаются одно от другого, поэтому и классифицируют тару по достаточно широкому кругу признаков, основные из которых следующие:
функции, выполняемые в процессе товарного обращения;
назначение;
принадлежность;
кратность использования;
материал изготовления;
конструкция и метод изготовления;
устойчивость к внешним механическим воздействиям;
качество.
В процессе товарного обращения тара может выполнять различные функции, с учетом которых ее делят на транспортную, потребительскую и тару-оборудование.
Транспортная (внешняя) тара применяется для транспортирования и хранения товаров. К ней относят ящики, бочки, мешки и т.д.
Цеховая тара предназначена для группировки товаров внутри предприятия (лотки и ящики специальной конструкции).
Потребительская (внутренняя) тара поступает к потребителю с продукцией и не представляет собой самостоятельной транспортной единицы. Стоимость потребительской тары (пакетов, коробок, туб, банок и т.п.), как правило, включается в стоимость товара. Она должна быть удобной, дешевой, легкой, красочно оформленной. Ее оформление должно нести большую рекламную и информационную нагрузку.
Одной из разновидностей потребительской тары является подарочная тара, художественно-конструкторское исполнение которой должно подчеркивать назначение продукции (товара) как подарка, сувенира.
Тара-оборудование – это устройство, предназначенное для транспортирования, временного хранения, выкладки и продажи товаров.
По назначению тару делят на универсальную и специализированную. Универсальная тара может быть использована для затаривания различных товаров, специализированная– только для определенных товаров.
В зависимости от принадлежности следует различать тару общего и индивидуального пользования. Тара общего пользования может применяться различными предприятиями и организациями. К таре индивидуального пользования относится инвентарная тара, изготавливаемая по специальному заказу для централизованной доставки товаров на розничные торговые предприятия. Она является собственностью предприятий промышленности или оптовых торговых предприятий.
1. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1997.- 408 с.
2. Дашков Л.П., Палбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – 336 с.
3. Дашков Л.П., Палбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. – 448 с.