Планирование, государственный надзор и финансирование работ по техническому нормированию и стандартизации
Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом государственных приоритетов, предложений заинтересованных субъектов ежегодно формирует проект программы разработки технических регламентов и связанных с ними государственных стандартов и представляют его на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь в установленные им сроки.
Программа публикуется в официальных изданиях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Источниками финансирования работ по техническому нормированию и стандартизации являются средства республиканского и местных бюджетов, заинтересованных юридических и физических лиц, а также иные не запрещенные законодательством источники.
За счет средств республиканского бюджета финансируются расходы на:
разработку технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;
подготовку и опубликование официальной информации об утвержденных (принятых) технических регламентах, технических кодексах и государственных стандартах;
уплату взносов международным и межгосударственным (региональным) организациям по стандартизации;
создание и ведение Национального фонда технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
осуществление государственного надзора за соблюдением технических регламентов;
иные работы по техническому нормированию и стандартизации, определяемые Советом Министров Республики Беларусь.
Государственный надзор за соблюдением технических регламентов осуществляется следующими органами:
Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь,
Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь,
иными республиканскими органами государственного управления, уполномоченными на проведение государственного надзора в Республике Беларусь (далее – органы государственного надзора).
Государственный надзор за выполнением требований регламентов относится к одному из основных направлений деятельности Госстандарта.
Главной целью государственного надзора является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охрана окружающей среды, техническая и информационная совместимость, взаимозаменяемость продукции, единство методов контроля и маркировки, защита прав потребителей и интересов государства.
Эффективный государственный надзор является одним из действенных средств укрепления государственной дисциплины в области стандартизации, метрологии и сертификации, а также качества продукции.
На современном этапе государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и окружающей среды. Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите
2 Зарождение элементов управления качеством продукции на российских предприятиях
Историю развития управления качеством продукции в России можно проследить, начиная со времени правления государством Ива¬на Грозного, когда впервые были введены стандартные калибры – кружала – для измерения пушечных ядер.
В это же время был основан сторожевой городок Свияжск, при постройке которого применялись строительные элементы, заранее изготовленные по стандартным размерам, что позволяло производить их далеко от Свияжска – в Угличе.
Однако для данного периода характерны лишь стандартные решения. Начало более широкому внедрению стандартизации в производство с целью повышения качества продукции было положено Петром I, со времени правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация.
В первом Собрании законов Российской империи эпохи Петра I присутствует ряд указов, свидетельствующих о том, что в это время в России внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемости с целью повышения качества продукции, выпускаемой на отечественных предприятиях. Особое внимание Петр I уделял стандартизации оружейного снаряжения. Так, в указе № 2436 от 15 февраля 1712 года сказано: «А ружье драгунское, так и солдатское, также и пистолета, когда будет поведено, делать одним калибром».
В контексте рассматриваемого вопроса об отечественном опыте управления качеством несомненный интерес представляет указ Петра I о качестве от 11 января 1723 года. Из текста указа ясны требования государя не только к качеству продукции, но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним, а также меры наказания за выпуск дефектной продукции.
Стремясь к расширению внешней торговли, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные комиссии, которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого Россией сырья (льна, древесины) и продукции.
Развитие промышленности и транспорта в России привело к расширению работ по стандартизации. В 1860 году был установлен единый размер железнодорожной колеи (1524 мм) и утверждены габаритные нормы приближения строений и подвижного состава. В 1889 году приняты первые технические условия на проектирование и сооружение железнодорожных дорог, а в 1898 году – единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд железнодорожного транспорта. В 1899 году был выпущен единый сортамент профилей прокатной стали.
Внедрение национальных стандартов и единых требований к качеству продукции в дореволюционной России затруднялось из–за большого числа иностранных концессий, владельцы которых применяли, как правило, свои стандарты. Такое положение привело, в частности, к распространению трех систем мер (аршинной, дюймовой метрической), что затрудняло производство продукции и контроль за ее качеством.
Одним из первых после Октябрьской революции был принят Декрет «О введении международной метрической системы мер и весов» (14 сентября 1918 года), имевший важное значение для развития стандартизации.
В 1926 году был утвержден первый общесоюзный стандарт ОСТ1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». В том же году приняты стандарты на новый сортамент стального проката, что позволило сократить число типоразмеров профилей в 6 раз, а также стандарты на метрическую и дюймовую резьбу, допуски и посадки, что позволило наладить серийное и массовое производство стандартных общемашиностроительных деталей. Эти стандарты стали основой для овладения методами передовых зарубежных фирм по контролю качества продукции на базе системы допусков и посадок. Одной из первых форм управления качеством продукции стала
3 Органы по сертификации продукции (работ, услуг)
В нашем государстве действует Национальная система сертификации Республики Беларусь. Общее руководство системой, организацию и координацию работ по реализации целей системы сертификации осуществляет Республиканский Орган по стандартизации, метрологии и сертификации – Госстандарт. Общие требования к порядку проведения сертификации продукции установлены СТБ 5.1.04.
Сертификацию продукции проводят аккредитованные Органы по сертификации, а при их отсутствии – Госстандарт.
Аккредитация Органа по сертификации – процедура, посредством которой авторитетный Орган (Госстандарт) официально признает правомочность Органа по сертификации выполнять работы по сертификации продукции. В Национальной системе проводится обязательная и добровольная сертификации продукции. Обязательная – производится по показателям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей среды и другим показателям, установленным законодательством Республики Беларусь (продукция, включена в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации). Добровольная – проводится по инициативе заявителя по показателям, по которым законодательством проведение обязательной сертификации не предусмотрено.
Установление соответствия показателей качества продукции заданным требованиям сопряжено с ее испытаниями. Испытания продукции в целях сертификации проводятся в специальных аккредитованных испытательных лабораториях.
Испытательные лаборатории (испытательные центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для сертификации. Протоколы испытаний, выданные этими лабораториями, являются объективной основой для выдачи сертификата соответствия или отказа в этом органом по сертификации. Порядок работы испытательных лабораторий и требования к ним устанавливаются нормативными документами системы сертификации. Лаборатория и ее сотрудники также несут ответственность за нарушение правил сертификации.
Процедура сертификации в зависимости от вида продукции, объема поставки (партия или серия) проводится в определенной последовательности действий, то есть по определенной схеме.
В зависимости от сложности системы и объема выполняемых работ определяется наличие тех или иных органов и их функции. Обычно сертификация третьей стороной состоит из официального, испытательного и инспектирующего органа (органа надзора).
Во главе системы стоит официальный орган, осуществляющий руководство организацией и ее функционированием. Его функциями являются:
разработка порядка проведения сертификации;
аттестация испытательных лабораторий для проведения сертификационных испытаний;
принятие решения о допуске предприятий к системе сертификации;
выдача сертификатов или лицензий на маркирование продукции знаком соответствия, ведения перечня сертификационной продукции, рассмотрения спорных вопросов о качестве сертификационной продукции.
Важным звеном системы сертификации является испытательный орган (центр или лаборатория), который необязательно должен находиться в составе сертификационного органа.
Испытательная лаборатория, чтобы быть аккредитованной, должна иметь: