1. Определите понятия: сознание, феноменология, экзистенциализм
2. Д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество» (работа с текстом)
3. Назовите и сформулируйте основные идеи философии средневековья этапа патристики
Заключение
Список литературы
1. Определите понятия: сознание, феноменология, экзистенциализм.
Сознание – одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.
Происхождение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.
2. Д. Белл «Грядущее постиндустриальное общество» (работа с текстом).
1 Какие «осевые принципы» выделяет Д. Белл в современном западном обществе?
2 Из каких компонентов складывается понятие постиндустриального общества?
3 Какие изменения в экономической жизни и социальной структуре свидетельствуют о формировании постиндустриального общества?
4 В чем Д. Белл усматривает значение постиндустриального общества?
1 Теория постиндустриального общества (или теория трех стадий) появилась в 50-60-х гг. XX в. Этот период называют эпохой тотальной индустриализации, когда главной движущей силой перехода цивилизации в качественно новое состояние выступала научно-техническая революция. Создателем данной теории считают видного американского социолога Даниела Белла (р. 1919).
Для обоснования своей позиции Белл вводит особую социологическую категорию – осевой принцип. С помощью этого принципа он стремится доказать, что общественные институты, отношения и духовные процессы не обусловлены каким-то одним фактором, ибо они располагаются по разным осям. Все зависит от того, какой осевой принцип избрать. Как утверждает Белл в своей концепции информационного общества, он использует достижения передовой социально-философской мысли, в том числе и марксистской. Он заявляет, например, что согласен в принципе с марксистским делением развития общества на определенные формации, каждая из которых характеризуется своим типом собственности, своей формой производственных отношений.
3. Назовите и сформулируйте основные идеи философии Средневековья этапа патристики.
Эпоха Средневековья начинается с 476 г. – года падения Римской империи. В средневековой же философии источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Средневековое мышление теоцентрично. Бог является реальностью, которая создает и определяет все сущее. В основе христианского мышления лежат два важнейших принципа, не сводимых к мифологическому сознанию, – идея творения (креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего, актом свободной воли) и идея откровения (апокалипсис). Эти две идеи можно уподобить онтологическому (учение о мире) и гносеологическому (учение о познании) аспектам философии.
Согласно христианскому догмату (Библии) Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира.
Заключение.
Подведя итог исследованию можно сделать следующие выводы.
1 Теория постиндустриального общества пытается представить, что произойдет после первой реализации возможностей индустриального общества. Это теория, согласно которой индустриальное общество (в результате научно-технического прогресса) перерастает в постиндустриальное общество, которое характеризуется доминирующей ролью сферы услуг, переходом власти к ученым и технократов.
2 В постиндустриальном обществе на основе новых технологий (преимущественно микроэлектроники) происходит резкое увеличение выпуска продукции, осуществляется переход от товаропроизводительного к обслуживающим экономики, вводятся элементы планирования и контроля над технологическими изменениями.
3 В социальной структуре такого общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг, формируются новые элиты (технократы, сциентисты). Технократы как слой технических специалистов, входящих в состав высших функционеров управления, ведущую роль в жизни общества отводят технике и техническим специалистам в основе современного промышленного производства. В основе их мировоззренческой ориентации лежит сциентистские представление о научном знании как высшую культурную ценность и достаточное условие ориентации индивида в мире.
1 Белл Д. Постиндустриальное общество // «Американская модель»: с будущим в конфликте. – М., 1984. – С. 20-21.
2 Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1993, 1999.
3 Кан Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социальный // Новая технократическая волна на Западе. – М.: Прогресс, 1986. – С. 196-206.
4 Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева; Центр исследования постиндустриального общества. – М.: Academia, 1999.
5 Столяров А.А. Патристика. Понятие о патристике и ее основные особенности // История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. I. Философия древности и средневековья. – М.: Греко-латинский кабинет, 1995. – С. 246-252
6 Теория информационного общества / Фрэнк Уэбстер; Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Варталовой. – М.: Аспект Пресс, 2004.