1. Дайте понятия этики и этикета. Раскройте личностные и профессиональные требования, предъявляемые к коммерческому работнику.
2. Расскажите о выборе поставщиков и каналов продвижения товаров на рынок.
3. Торговое предприятие “Cплайн” и промышленное предприятие “Чинар” составили проект договора на поставку товаров народного потребления в 1 квартале текущего года. Проанализируйте , что будет являться предметом договора? Какие условия следует внести в договор?
4. Торговое предприятие находится в центральном районе города. Магазин реализует в основном группу продовольственных товаров и товары бытовой химии. За последние 3 года в районе деятельности магазина построено 6 жилых домов, школа и спортивный центр. Следует ли задуматься об изменении ассортимента? Определите, какие факторы будут оказывать влияние на изменение товарного рынка в данном районе и проанализируйте их.
1. Дайте понятия этики и этикета. Раскройте личностные и профессиональные требования, предъявляемые к коммерческому работнику.
Коммерческая психология предполагает умение произвести благоприятное впечатление на партнера, поставщика, покупателя и т. д. К понятию психологии близко примыкают понятия этики, этикета. Этика — система норм нравственного поведения человека или принципы его нравственного поведения. Профессиональная этика — система норм нравственного поведения в какой-либо профессиональной среде (группе). Эти нормы нравственного поведения человека могут включать честность, обязательность, благородство, верность данному слову и др. Среди христиан получила широкое распространение христианская этика — не убий, не укради, не лги и т. д. Эти нормы получили отражение в христианских заповедях, которым должен следовать каждый истинный христианин [2, c.99]. Этикет - слово французского происхождения (ti-quette), установленный порядок поведения где-либо. Коммерческая деятельность является основой торгового бизнеса, а коммерсант, следовательно, - ключевой фигурой в торговом процессе. Ценнейшее же профессиональное качество коммерсанта — умение заключать честные и взаимовыгодные сделки. Это качество напрямую зависит от личностных и профессиональных свойств коммерсанта.
2. Расскажите о выборе поставщиков и каналов продвижения товаров на рынок.
Канал распределения товара — совокупность оптовых предприятий или индивидуальных предпринимателей, которые принимают на себя или помогают передавать третьим лицам право собственности на конкретный товар или услугу при их движении от производителя к потребителю. При этом происходит не простое перемещение товара из рук в руки, но имеет место передача прав собственности на передаваемый товар. Это происходит путем перепродажи товара, причем, за исключением конечного потребителя, другие участники этой цепочки покупают товар с целью его последующей продажи, а не с целью его использования по назначению [4, c. 108]. Каналы распределения товаров классифицируются по признаку наличия и количества посредников, находящихся в цепочке продвижения товара от производителя к конечному потребителю. Каналы нулевого уровня предполагают прямые хозяйственные связи производителя товара с его конечным (розничным) распространителем. Примером канала нулевого уровня может служить создание в структуре агропромышленного предприятия отдела розничной реализации продукции. В этом случае распространение товара осуществляется самим товаропроизводителем. Другим примером канала нулевого уровня является прямая поставка от сельскохозяйственного производителя в торговую розничную сеть. Такой метод продаж наиболее выгоден и производителю, и оптовому покупателю, и розничному покупателю, так как в этом случае издержки на посреднические услуги минимальны, а цены оптимальны.
3. Торговое предприятие “Cплайн” и промышленное предприятие “Чинар” составили проект договора на поставку товаров народного потребления в 1 квартале текущего года. Проанализируйте , что будет являться предметом договора? Какие условия следует внести в договор?
В договоре поставки должен быть отражен предмет договора (предметом договора поставки могут быть любые вещи, за исключением единых имущественных комплексов, а также зданий, сооружений, иного недвижимого имущества, энергетических и других ресурсов, снабжение которыми осуществляется через присоединенную сеть. Не являются предметом договора поставки такие объекты гражданских прав, как ценные бумаги и валюта). В данной ситуации предмет договора – это поставка товаров народного потребления на 1 квартал текущего года, произведенного промышленным предприятием «Чинар» и поставляемое торговому предприятию «Сплайн». Все договоры независимо от форм и оснований заключения должны быть документально оформлены, подписаны должностными лицами и зафиксированы на материальном носителе с реквизитами, позволяющими идентифицировать подписи. В этих документах должно быть отражено согласие сторон по обязательным условиям договора, а также предусмотрена ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
4. Торговое предприятие находится в центральном районе города. Магазин реализует в основном группу продовольственных товаров и товары бытовой химии. За последние 3 года в районе деятельности магазина построено 6 жилых домов, школа и спортивный центр. Следует ли задуматься об изменении ассортимента? Определите, какие факторы будут оказывать влияние на изменение товарного рынка в данном районе и проанализируйте их.
В данном случае в существенном изменении ассортимента магазина нет необходимости. Просто при формировании ассортимента учитывают также фактор взаимозаменяемости товаров. Особенно это проявляется внутри группы товаров, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель - крупами, макаронами и так далее. Однако уровень развития производства и широта предложения товара на рынке полностью снимают проблему дефицита, и потребитель становится более требовательным к наличию в продаже всех необходимых товаров. Поэтому периодическое их отсутствие может привести к значительным потерям товарооборота и формированию отрицательного имиджа предприятия. Важным факторов формирования ассортимента продовольственных товаров является комплексность спроса на отдельные продукты питания. Так, вместе с мясом приобретаются овощи, картофель, специи; с кондитерскими изделиями - чай, кофе, фрукты, то есть увеличение спроса на одни продукты ведет к росту спроса на другие. Формирование ассортимента может привести к сокращению товарооборота, снижению культуры торговли.
1. Беляцкий Н.П. Основы менеджмента. Учебно-практическое пособие. – Мн.: 2004 – 307 c.
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие /Н.И. Кабушкин. – 10-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2007. – 336 с.
3. Менеджмент в АПК /под ред. Ю.Б. Королева – М.: Колос, 200. -304с.
4. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.И. Гончаров. Мн.: ООО «Современная школа», 2006. -281 с.
5. Феденя, А.К. Менеджмент: учеб. Пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. Образования по экон. специальностям /А.К. Феденя. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 320с.