Введение
1 Педагогические основы организации практических занятий в высшей школе
2 Методическая разработка практического занятия по психологии
Заключение
Список использованных источников
Введение
В учебном процессе высшей школы важная роль отводится практическим занятиям. Различные формы практической деятельности студентов существенно повышают прочность усвоения и закрепления изучаемых знаний и умений. Этой цели служат практические занятия. Они составляют важную часть теоретической и практической подготовки студентов.
Важной является проблема формирования содержания обучения – установление продуктивного соотношения теоретической и практической подготовки по каждой учебной дисциплине. В настоящее время в вузах теоретические занятия явно преобладают над практическими.
Проблемой организации практических занятий в высшей школы, по психологии в частности, занимались Б.Ц. Бадмаев, В.Н. Карандашева, В.Я. Ляудис. Методика проведения практических занятий обширно представлена в современных методических пособиях.
1 Педагогические основы организации практических занятий в высшей школе
Важной частью теоретической и практической подготовки студентов, формирования у них умений и навыков являются занятия практического характера.
Под термином «практические занятия» нередко придают весьма широкое толкование, понимая под ним все занятия, направленные на углубление теоретических знаний и овладение определенными методами работы по той или иной дисциплине.
Практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков, применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы [2, с. 114].
К практическим занятиям относят: практические работы, лабораторные работы, лабораторно-практические работы, семинарские занятия, практикумы.
Задачами практических занятий являются:
– закрепление, углубление, расширение и детализация знаний студентов при решении конкретных задач;
– развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности.
2 Методическая разработка практического занятия по психологии
Нами была разработана методическая разработка практического занятия по психологии на тему «Конфликтное поведение».
Данная тема открывает раздел «Конфликтология» в курсе социальной психологии. Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Практическое занятие проводится после ознакомительной лекции.
Цель занятия: заинтересовать студентов проблемой разрешения конфликтов, пробудить их к творческой работе над данной темой.
Задачи:
1. Развить навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
2. Обучить эффективному взаимодействию в группе.
3. Воспитать стремление к самопознанию.
Так как данное занятие по конфликтологии у студентов не первое, у них уже имеется представление о понятии и сущности конфликта.
Была выбрана такая форма проведения практического занятия как деловая игра с элементами дискуссии.
Деловая игра в высшей школе является дидактической (обучающей) игрой, в которую включаются следующие обязательные элементы.
Заключение
Таким образом, в завершении работы можно сделать обобщающие выводы:
Важной частью теоретической и практической подготовки студентов, формирования у них умений и навыков являются занятия практического характера. Практические занятия имеют самые разнообразные формы организации и проведения, отличаются по дидактическим целям, но все имеют одно общее назначение – углубление теоретических умений и навыков студентов.
Практические занятия по психологии служат тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке поведения людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности. Наиболее продуктивной формой организации практических занятий в современной высшей школе, на наш взгляд, является деловая игра. Деловая игра – метод имитации принятия управленческих решений руководством в различных искусственно созданных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме.
1 Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб.-метод. пособие / Б.Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 304 с.
2 Бенедиктов, Б.А. Психология обучения и воспитания в высшей школе / Б.А. Бенедиктов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1983. – 224 с.
3 Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.
4 Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев. – СПб.: Питер, 2005. – 250 с:
5 Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Я. Ляудис. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.
6 Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
7 Положение по организации и проведению практических занятий (высшее профессиональное образование) / В.И. Теплов. – Белгород: БУКЭП, 2011. – 6 с.
8 Романина, Е.В., Дашинимаева, А.Ц. История психологии: методические указания, задания и учебный материал для практических занятий для студентов, обучающихся по направлению «Психология» / Е.В. Романина, А.Ц. Дашинимаева. – М.: ФГБОУ ВПО. 2012. – 68 с.
9 Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество / Ю.Г. Фокин. – М.: Академия, 2002. – 214с.
10 Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр / Е.А. Хруцкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 320 с.