1. Понятие и признаки юридического лица.
2. Государственное регулирование хозяйственной деятельности.
Задача. Иванов, Петров и Сидоров решили создать общество с ограниченной ответственностью (далее ООО). Они обратились в юридическую консультацию с просьбой подробно объяснить порядок создания ООО. Какой порядок создания ООО? Обоснуйте ответ со ссылкой на нормативные правовые акты.
Список использованных источников
1. Понятие и признаки юридического лица.
Понятие юридического лица содержится в статье 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс.
Выделяют следующие признаки юридического лица:
- организационное единство;
- имущественная обособленность;
- способность самостоятельно отвечать по всем своим обязательствам своим имуществом;
- самостоятельное выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени [3].
Организационное единство означает, что у юридического лица имеется определенная устойчивая структура, система органов управления, а также соподчиненность. В соответствии с нормами законодательства учредительные документы практически всех юридических лиц должны содержать положения о структуре органов управления, их компетенции.
Имущественная обособленность означает, что юридическое лицо обладает имуществом, отделенным от имущества других лиц. При этом не имеет значения вид имущества, а также то, на основании какого из вещных прав (право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) юридическое лицо обладает имуществом.
Самостоятельная имущественная ответственность означает, что юридическое лицо несет самостоятельную гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам своим имуществом. Учредители (участники) или собственники юридического лица, как правило, не несут ответственности по обязательствам юридического лица, также как и наоборот. Вместе с тем в ряде случаев из этого правила имеются исключения.
2. Государственное регулирование хозяйственной деятельности.
Государственное регулирование хозяйственной деятельности в Республике Беларусь происходит в самых различных сферах.
Так, в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной год и других актах законодательства определяются приоритетные направления в экономической и социальной сферах, на которые в первую очередь расходуются бюджетные средства. Через бюджетно-финансовую политику обеспечивается эффективное финансирование государственных капитальных вложений, научной, научно-технической и инновационной деятельности, государственных народнохозяйственных программ, осуществляется государственная поддержка производителей той или иной продукции (например, сельскохозяйственной) и т. д.
Такая политика направлена на обеспечение экономики страны необходимой денежной массой, привлечение в банки денежных средств граждан и организаций, расширение использования кредитных ресурсов в хозяйственной деятельности.
Экономически обоснованные налоги позволяют обеспечить оптимальное сочетание интересов общества и субъектов хозяйствования, стимулировать последних к осуществлению хозяйственной деятельности, способствовать развитию экономики в целом. Не случайно не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности, кроме запрещенной законодательством (ст. 2 Налогового кодекса Республики Беларусь. Общая часть).
Задача
Иванов, Петров и Сидоров решили создать общество с ограниченной ответственностью (далее ООО). Они обратились в юридическую консультацию с просьбой подробно объяснить порядок создания ООО. Какой порядок создания ООО? Обоснуйте ответ со ссылкой на нормативные правовые акты.
Решение
Порядок учреждения ООО регулируется Гражданским Кодексом Республики Беларусь, Законом «О хозяйственных обществах», Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 (далее – Декрет №1), иным законодательством.
Изначально следует согласовать наименование общества с ограниченной ответственностью.
Согласование наименования учреждаемого ООО происходит на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2009 г. № 154 «Об утверждении Положения о согласовании наименования коммерческих и некоммерческих организаций» и постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 5 марта 2009 г. № 20 «О согласовании наименований юридических лиц» и допускается путем:
личного обращения в регистрирующий орган;
направления документов по почте;
представления документов в электронном виде на веб-портал ЕГР.
Для согласования наименования общества путем личного обращения и путем направления документов по почте в регистрирующий орган должны быть предоставлены:
заявление;
копия документа, подтверждающего в установленном порядке полномочия заявителя, в случае представления документов представителями;
разрешения на использование фамилий, псевдонимов известных лиц или использование наименований в установленных случаях.
1. Конституция Республики Беларусь (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах от 24 нояб. 1996 г., 17 окт. 2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. - Минск, 2018.
2. Декрет Президента Республики Беларусь от 16. 01. 2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (c последующими изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. - Минск, 2018.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 (c последующими изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. - Минск, 2018.
4. Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» от 9.12.1992 г. (c последующими изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. - Минск, 2018.
5. Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 12 декабря 2013 г. № 94-З. г. (c последующими изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. - Минск, 2018.
6. О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 сентября 2010 г., № 450 : с изм. и доп. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. Хозяйственное право: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям "Правоведение", "Экономическое право", "Политология (по направлениям)", "Международное право" / В. К. Сидорчук. - Минск : Республиканский институт высшей школы, 2016. - 405 с.
8. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / С. С. Вабищевич, И. А. Маньковский. - Минск : Вышэйшая школа, 2008. - 623 с.
9. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / [А. В. Ананько и др.]. - Изд. 2-е, переработанное. - Минск : Книжный Дом, 2009. - 831 с.
10. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учебно-методическое пособие / Батурина Е. В. - Минск : Национальная библиотека Беларуси, 2014. - 161 с.
11. Правовое регулирование хозяйственной деятельности : [учебник для экономических специальностей вузов] / В.В. Авдеев, А.В. Ананько, Н.Л. Бондаренко, Н.С. Березуцкая и В.А. Витушко ; под общ. ред. В.А. Витушко и Р.И. Филипчик. - Минск : Книжный Дом, 2004. - 831 с.