1) Вопрос №1. Химическая стабильность и коррозионная активность бензина и дизельного топлива. Образование нагара и лаковых отложений при работе двигателя.
2) Вопрос №2. Меры безопасности при транспортировке и хранении топливно-смазочных материалов, при заправке автомобилей.
3) Вопрос №3. Какие марки синтетических клеев применяется при ТО и ремонте автомобилей. Их краткая характеристика.
Список литературы.
Вопрос №1: Химическая стабильность и коррозионная активность бензина и дизельного топлива. Образование нагара и лаковых отложений при работе двигателя.
Химическая стабильность топлива— это показатель, который позволяет определить их склонность к смолообразованию, а значит, и рассчитать время хранения. Она зависит от химического состава топлива.
Образование смол, а также изменение цвета и появление резкого запаха у топлива и маслянистого слоя на дне резервуара происходит в результате окисления. Окислению в большей степени подвержены бензины с высоким содержанием олефиновых углеводородов, а также произведенные с применением крекинга или пиролиза. С помощью специального прибора, под определенным давлением и при специальной температуре проводится контроль индукционного периода — времени, в течение которого топливо в данных условиях не окисляется. Соответственно, показатели индукционного периода позволяют сделать вывод о склонности его к смолообразованию и окислению, эти показатели прямо пропорциональны.
Образование смолистых веществ пагубно сказывается на состоянии двигателя — смолы откладываются на впускных трубопроводах, газораспределительных впускных клапанах, деталях и стенах системы питания и камеры сгорания. Степень окисления исчисляется показателем, который называется остатком (в мг), который образовывается в 100 г топлива после его испарения в специальных условиях.
Чем выше температура окружающей среды, тем менее стабильность, соответственно, рекомендуется покраска резервуаров в светлые тона и заливка горючего на максимальный уровень. Использование присадок «Агидол» 1 и 12 увеличивает срок хранения и индукционный период.
Оценка качества топлива по его коррозионным свойствам имеет практическое значение не только при использовании его в двигателе, но и при хранении, перекачке, транспортировке и т. п. Входящие в состав топлива углеводороды не корродируют. Коррозия вызывается содержанием таких веществ, как водорастворимые кислоты и щелочи, остающиеся в топливе при очистке; органические кислоты, преимущественно нафтеновые; сера и сернистые соединения; вода. [3]
Ввиду сильного коррозионного воздействия водорастворимых кислот на металлы, а щелочей на алюминий наличие их в топливе не допускается. Качественное определение водорастворимых кислот и щелочей проводят по ГОСТ 6307—75. В делительной воронке 50 мл испытуемого топлива взбалтывают с равным количеством дистиллированной воды. Реакцию водной вытяжки проверяют действием индикаторов (метилоранжа и фенолфталеина). Если в пробе обнаружено присутствие водорастворимых кислот и щелочей, топливо в двигателе не применяют, его выбраковывают. Находящиеся в топливе органические кислоты являются либо нафтеновыми кислотами, попадающими с высококипящими фракциями бензина при перегонке нефти, либо продуктами, образующимися в результате окислительных процессов при хранении. Нафтеновые кислоты корродируют только цветные металлы; образующиеся кислые продукты, которых по содержанию может быть значительно больше, действуют практически на все металлы.
Коррозионная активность топлива повышается с увеличением содержания воды в нем. Кроме того, в зимнее время наличие воды в бензине может вызвать закупорку в топливопроводах за счет образования кристаллов льда, в результате чего нарушается подача топлива и работа двигателя.
Вопрос №2: Меры безопасности при транспортировке и хранении топливно-смазочных материалов, при заправке автомобилей.
Жидкие топлива доставляются в автотранспортные предприятия (АТП) или на автозаправочные станции (АЗС) с ближайших нефтебаз автоцистернами. Предпочтительным является централизованный метод доставки нефтепродуктов, поскольку позволяет сохранить качество перевозимых нефтепродуктов, снизить их потери и затраты на перевозку. Централизованный метод доставки предусматривает комплекс мероприятий по подготовке к транспортировке, погрузке и доставке ГСМ к потребителю, оформлению необходимой документации.
На небольшие расстояния топливо может перевозиться не¬большими автоцистернами емкостью от 2 до 8 м3: АТЗ-2,2-5204, АТЗ-2,4-5201, АЦ-4,2-53А, АЦ-4,2-130, АЦ-8-500А, а на большие - автопоездом в составе тягача-цистерны АЦ-9-5320 и прицепа-цистерны ПЦ-9-8350 общей вместимостью 18м3 или полуприцепом-цистерной емкостью до 25м3.
Цистерны оборудуют насосом, всасывающим и нагнетающим рукавами, дыхательным клапаном, заземляющим устройством, противопожарными средствами. Дополнительно автоцистерны оборудуют фильтром тонкой очистки и счетчиками топлива. Каждая автоцистерна должна иметь паспорт местных органов Госстандарта, где отмечается ее объем (в м3) и грузоподъемность (в тоннах).
При отпуске топлива с нефтебазы выдается паспорт качества на отпускаемую продукцию. Вес отпускаемого топлива определяют взвешиванием автоцистерны на весах или по объему и удельному весу топлива. Удельный вес определяется по пробе, взятой из цистерны. При приемке топлива проверяют правильность документов, состояние цистерны, количество и качество топлива.
Масла также как и жидкие топлива перевозятся в цистернах, возможно в бочках или специальной таре. Пластичные смазки доставляются в АТП в металлических или деревянных бочках.
Топливо из автоцистерны сливается в резервуары самотеком или с помощью насосов. Наибольшее распространение получили резервуары вместимостью 5, 10, 25, 50, 75 м3. Резервуары могут иметь наземное, полуподземное и под¬земное хранение, так как оно менее огнеопасно, обеспечивает минимальные потери топлива на испарение, не требует для слива насосных установок.
Вопрос №3: Какие марки синтетических клеев применятся при ТО и ремонте автомобилей. Их краткая характеристика.
В ремонтном производстве применяются различные клеевые составы типа БФ, ВС-ЮТ, ВС-350, ПУ-2, ВК-5, КЛН-1, К-153, 88Н для заделки трещин в баках аккумуляторов, приклеивания фрикционных накладок муфт сцепления и колодок тормозов, заделки трещин и пробоин в головках блока и водяной рубашке двигателей внутреннего сгорания, пробоин и отверстий в топливных баках, восстановления различной арматуры и т.д. Наиболее широкое применение в практике ремонтных предприятий нашли клеи марок ВС-ЮТ, ВС-350 и эпоксидный клей.
Процесс склеивания требует соблюдения определенной технологии: подготовки поверхностей, приготовления и нанесения клея, сушки, контроля качества и окончательной обработки. Во всех случаях поверхности склеивания должны быть тщательно очищены от загрязнений механическим способом и обезжирены различными органическими растворителями. Клей наносят пульверизатором, кистью, шпателем и другими приспособлениями.
Клеи типа БФ представляют собой спиртовые растворы термореактивных полимеров. Наибольшее распространение получили клеи БФ-2, БФ-4 и БФ-6. Назначение клеев БФ-2 и БФ-4 такое же, как клея ВС-ЮТ. Клей БФ-4 дает менее теплостойкое соединение, но более эластичен, чем БФ-2. Клей БФ-6 применяют для склеивания тканей, фетра, резины и других эластичных материалов.
Клей ВС-350 многокомпонентный, применяется для склеивания деталей из стали, дюралюминия, стеклотекстолита, пенопластов для приклеивания фрикционных накладок и колодок.
Устойчивость к действию окружающей среды и технология склеивания аналогичны клею ВС-ЮТ с той лишь разницей, что термостойкость клеевого соединения без снижения прочности составляет при температуре 200 °С 500 ч, при 300 “С- 10 чи при 350 °С-5 ч.
Клеи типа ВС выпускаются промышленностью в готовом для употребления виде, срок их хранения в закрытой таре при комнатной температуре не менее 6 мес.
Эпоксидный клей применяется для восстановления внутренних и наружных изношенных поверхностей деталей, резьбовых сопряжений, для закрепления установленных ремонтных втулок, а также для заделки трещин и пробоин в блоках цилиндров, головках блока, корпусах коробок передач и др. Для эпоксидных клеев характерны высокая механическая прочность и стойкость к действию масел и топлива.